Стильные игры Школы драматического искусства

07, Окт, 14

В одном фильме герой берёг непрочитанную книгу любимого писателя, объясняя тем, что вдруг поймет, что умирает, а всё лучшее в этом мире уже прочитал, должна остаться книга для такого момента. Оскар Уайльд явно не тот автор, произведения которого стоит беречь, их можно вкушать бесконечно, открывая новые грани прекрасного. А сейчас, когда идет бум театральных постановок и снято немало фильмов по произведениям английского денди, на его творчество можно смотреть и через призмы различных режиссерских взглядов. В театре, наверное, самый «любящий взгляд» принадлежит режиссеру «Школы драматического искусства» Игорю Яцко.

На данный момент в репертуаре театра целых три постановки по Уайльду: «Саломея», «Как важно быть серьёзным» и «Рыбак и его душа».

Игорь Яцко с творчеством писателя познакомился давно. Ещё в Саратовском училище его дипломной работой была роль Джона Уординга в пьесе «Как важно быть серьёзным». С этим спектаклем и ролью связаны первые актёрские успехи Игоря. С тех пор он полюбил автора.

Позже, когда будущий режиссёр учился у Анатолия Васильева, Оскар Уайльд открылся для него с иной стороны. Ведь не секрет, что Васильевский метод существования в театре особенный. Если взять любой спектакль Васильева, которые его ученики играют и берегут, и предположить, что надо сделать замену роли актёром «со стороны», то это будет совершенно невозможно. По крайней мере, в короткие сроки. И именно читка текстов Оскара Уайльда помогла Игорю Яцко в понимании и освоении методики своего учителя. Сейчас, когда он по праву считается носителем и последователем техники своего мастера, Игорь снова и снова возвращается к автору, ставшему для него проводником в постижении профессии.

Первой из репертуарных постановок ШДИ по Уайльду стала драма «Саломея», история об иудейской царевне, основанная на библейском сюжете. Спектакль идет в зале «Глобус», где зрителей рассаживаю вокруг сцены на трёх ярусах, а действие происходит в мифическом колодце.

Для второй постановки была выбрана комедия «Как важно быть серьёзным». Игорь Яцко решил обратиться вновь к пьесе, которая стала двигателем в его актёрской карьере, но уже как режиссёр. Спектакль идет в зале «Манеж», самом большом зале театра. Это история о двух влюбленных парах, своеобразная комедия положений. В самом названии пьесы изначально заключена игра слов, ведь “серьезный” по-английски “earnest”, так что название можно перевести и «Как важно быть Эрнестом». Отталкиваясь от этого каламбура, Игорь Яцко и определил направление своего спектакля, как некую игру в джентльменов. Актёры играют в представителей высшего общества, где молодые люди прожигают жизнь и думают лишь о развлечениях, а женщины о выгодном замужестве, но любовь вносит свои коррективы. Диалогами Уайльда герои словно отдают футбольные пасы друг другу, не случайно в какой-то момент на сцене появляется мяч и начинается футбол. Спектакль сопровождается живой фортепьянной музыкой. А в деревенских сценах даже участвует немецкий дог. Отдельно следует сказать и об антракте, где, под чудесные оперные арии на стихи Оскара Уайльда, зрителям предлагают чай и хлеб с маслом, любимое угощение Гвендолен, героини пьесы.

Ну и третье название по Уайльду в репертуаре театра: «Рыбак и его душа». Это сказка о рыбаке, который отказывается от своей души, ради любви к морской деве. В грустной сказке заложена трагедия жизни автора, и режиссёр пытается это показать. А уж что увидит зритель, просто сказку или нечто большее, зависит от различных обстоятельств, но, в любом случае, равнодушным к красочному действу остаться сложно.

А как-то в ШДИ устроили открытый показ под названием «Замыслы Уайльда», фотографии с которого сейчас украшают нижнее фойе театра. Это был восхитительный вечер, где мужчины в смокингах, женщины в элегантных платьях читали эссе Оскара Уайльда, купаясь в каждом слове, каждой фразе. Актёры, смакующие тексты Уайльда, размеренный медлительны слог, салонный интерьер… Вроде не происходит ничего динамичного, но ты боишься лишний раз вздохнуть или пошевелиться, что бы ничего не упустить. Настолько это было проникновенно.

Постановки по Оскару Уайльду в ШДИ совершенно разные, но все их объединяет одно: искреннее желание понять творчество автора, почувствовать трагизм его судьбы и представить на сцене его произведения, как эстетическую, чувственную игру. Ведь и сам автор был большим подражателем, «примеряя» на себя всё то, что ему нравилось.

Ну и в качестве постскриптума стоит отметить, что режиссёр Константин Мишин, руководитель хореографической лаборатории театра ШДИ, работает над постановкой по радиоспектаклю Анатолия Васильева «Портрет Дориана Грея».  Так что, ждём четвёртого Уайльда в афише «Школы драматического искусства».

__

Наталия Козлова

фото Наталии Чебан/ сайт www.sdart.ru


Create Account



Log In Your Account