Театры возвращаются к зрителю 18+

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
18, Сен, 21

Осень — это не только «унылая пора», но также «очей очарование, багрянец и золото». Но самое главное, для заядлых театралов это начало нового сезона, множество интересных премьер, обновление репертуара, а часто и труппы. Так что каждый сезон начинается торжественно и ждут его с нетерпением.

Московский Художественный театр имени А.П. Чехова открыл 124-й сезон, а также с нетерпением ждет следующего года, когда сезон будет юбилейным. И 2020-й год и начало 2021-го было очень сложным для наших «храмов Мельпомены» — ограничения по количеству зрителей, отмены театральных фестивалей и многое другое. Будем надеяться, что нынешний сезон принесет много незабываемых позитивных сюрпризов и вдохнет новую жизнь  в очаги культуры. Многие театры использовали время локдауна для ремонта и обновления, для подготовки новых спектаклей и молодых актеров. Зрители отмечают, что театры предстают в новом виде – видна реставрация и обновление.

В сентябре  в зрительном зале Основной сцены состоялся сбор труппы, который провёл художественный руководитель МХТ имени А.П.  Чехова Сергей Женовач. А вечером в день открытия 124-го сезона, на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова был показан премьерный спектакль «В окопах Сталинграда» в постановке Сергея Женовача. Это знаковый спектакль, посвященный 75-летию Победы и он не о войне, а о людях на войне. В полной мере театру удалось раскрыть эту тему подобной честной военной прозой.

Стоит отметить, что Сергей Женовач — любимый всеми театралами обеих столиц режиссер. В 1997 году Сергей Женовач удостоен премии К.С.Станиславского, в 2002 г. его спектакль по пьесе А.Н.Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», был удостоен премий: национальная театральная премия «Золотая Маска» — специальный приз жюри «За лучший ансамбль» и «Гвоздь сезона» как лучший спектакль сезона 2002-2003. В 2004 году за режиссуру Сергей Женовач был награжден Государственной премии РФ в области литературы и искусства. С 2001 года Сергей Женовач является художественным руководителем мастерской совместного обучения режиссеров и актеров на кафедре режиссуры РАТИ. Осенью 2004 года Сергей Женовач стал заведующим кафедрой режиссуры Российской Академии театрального искусства. В марте 2006 года Сергей Женовач удостоен звания заслуженного деятеля искусств РФ.

Сбор труппы начался с традиционной грустной ноты — минуты  молчания, которой почтили память мхатовцев, которые ушли из жизни в прошлом сезоне: артистов Бориса Плотникова, Валерия Хлевинского, Андрея Мягкова, Ольги Барнет, старейшего помрежа театра Александры Кулыбиной.  Затем Сергей Женовач поздравил юбиляров, чьи дни рождения пришлись на лето, когда театр был в отпуске, и рассказал на планах на этот сезон.

Планы грандиозные и зрителей ждет много интересного: 16 и 17 октября на Основной сцене состоится первая премьера сезона: Виктор Крамер представит спектакль по собственной пьесе «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», написанной при участии Константина Хабенского. Её фантастический сюжет основывается на реальных событиях из жизни барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, рассказах Р.Э.Распе и других авторов, посвящавших свои произведения приключениям барона из Боденвердера.

Виктор Крамер, режиссёр и художник, работает в острых, ярких, контрастных театральных жанрах, его кредо – стихия свободы, игры и буффонады. Достаточно вспомнить легендарное «сНежное шоу», созданное в соавторстве с Вячеславом Полуниным, спектакли петербургского театра «Фарсы», постановки в Teatro alla Scala, в Большом и Мариинском театрах, театрализованные действа к 300-летию Санкт-Петербурга. Главным сюжетом спектакля на сцене МХТ станет история о не знающей преград человеческой фантазии, способной преобразовать мир, дать свободу и счастье. В роли барона Мюнгхаузена – Константин Хабенский.

В ноябре на Основной сцене режиссёр Уланбек Баялиев выпускает спектакль по пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». Стоит отметить, что Ерофеева московские театры ставят часто, причем в разных вариациях (не всегда удачных).

Режиссёр Егор Перегудов, в прошлом сезоне дебютировавший в МХТ со спектаклем «Месяц  в деревне» по пьесе Ивана Тургенева, приступает к репетициям знаменитой пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Художником выступит Владимир Арефьев. В главных ролях Юрий Чурсин и Паулина Андреева. Премьера спектакля запланирована на весну 2022 года.  

В апреле 2022 года должна состояться премьера мюзикла для драматического театра «Свет нового человека, или Второе пришествие Гагарина». Пьесу Вадима Воли ставит режиссёр и хореограф Олег Глушков. Композитор Роман Игнатьев, автор музыки к известным мюзиклам «Анна Каренина» и «Граф Орлов». «Хочется, чтобы в репертуаре  МХТ появился спектакль – и танцевальный, и вокальный, и пластический» – сказал Сергей Женовач.  

На Малой сцене готовит новую постановку режиссер Михаил Рахлин – по собственной инсценировке романа Виктора Пелевина «Омон Ра». «Пелевин незаслуженно редкий гость в театре. А ведь он является выдающимся современным русским писателем, –- говорит режиссёр, – «Омон Ра» был написан в начале 90-х, его называют «прощанием с советским прошлым». Но мы понимаем сегодня, что это прошлое никуда не делось. Оно возвращается с новой силой, хотя и в ином облике».

И ещё одна отличная новость. «Мы вели переговоры с любимым Юрием Николаевичем Бутусовым, – рассказал Сергей Васильевич – И я очень рад, что они увенчались успехом. Юрий Николаевич приступит к работе над пьесой  Михаила Булгакова «Адам и Ева». Эта пьеса нам знакома, в прошлом сезоне она прозвучала у нас на Малой сцене в рамках проекта «Память места» Марины Брусникиной. Юрий Бутусов уже в другом формате подходит к этому сочинению». Неудивительно, если в театр потянутся представители рок-тусовки и молодежь, ведь всем будет интересно.

Особое внимание на сборе труппы Сергей Женовач уделил «Лаборатории режиссёрских дебютов».  Этот проект – копродукция с фестивалем «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства. По итогам конкурса заявок студентов-режиссёров старших курсов профильных ВУЗов, МХТ отобрал три самые  перспективные заявки. Их авторами стали молодые  выпускники ГИТИСа – Сергей Тонышев, Евгений Закиров, Егор Трухин. Первая работа будет показана 3 октября, это спектакль Сергея Тонышева по повести Антона Чехова «Моя жизнь». В начале ноября выйдет работа по Мартину МакДонаху «Очень, очень, очень тёмная материя» режиссёра Евгения Закирова, он же автор перевода пьесы. Следующим станет спектакль Егора Трухина «Мама» по пьесе Флориана Зеллера.

Из более отдаленных планов – пьеса известного американского драматурга Ричарда Нельсона о гастролях Художественного театра в 1923 году в Америке. Сергей Женовач: «Жанр пьесы обозначен как «разговоры актёров труппы МХТ во время гастролей в Чикаго, штат Иллинойс, в 1923 году». В 2023 году будет сто лет с тех самых знаменитых гастролей Художественного театра, где решалась судьба, оставаться ли труппе в Америке или возвращаться домой. Я прочёл эту пьесу, с моей точки зрения, она замечательна. Там есть реальные персонажи – Константин, Иван – мы понимаем, что это Станиславский и Москвин, а есть выдуманные. Художественный руководитель Бруклинской академии музыки Дэвид Биндер предложил сыграть премьеру в Нью-Йорке, именно в том центре, где сто лет назад и проходили гастроли МХАТа».   

В новом сезоне театр продолжит традиционные литературные вечера, идеологом и режиссёром которых является Марина Брусникина. В их числе цикл «Память места», посвящённый истории и традициям Московского Художественного театра, и «Круг чтения», цель которого – знакомство публики с новым словом в отечественной прозе, поэзии, драматургии. Также зрителей ждут новые встречи с актёрами Художественного театра в проекте Вадима Верника «Мхатовские пятницы».  Первый вечер этого цикла состоится 30 сентября, а его героем станет актёр МХТ Александр Семчев.

 

Фотограф Елена Никитченко

          

 

 


Create Account



Log In Your Account