В Театре Луны – снова премьера и снова на историческую тему (все мы помним их «Сияющую Таис Афинскую» и историю ее отношений с Александром и Птолемеем, а также другие спектакли где действуют ключевые для мировой истории персонажи). В этот раз «в объективе» труппы и режиссера также оказалась женщина и снова известная своими неоднозначными любовными похождениями. Спектакль «Королева» — несколько вольная интерпретация реальных событий, имевших место в Париже с невестками короля Филиппа IV «Красивого». Большинство из любителей литературы познакомились с ними через роман Дюма «Нельская башня» и в постановке эта локация присутствует, правда сюжету была придана большая интрига, во многом даже детективная.
В центре постановки – Маргарита Бургундская, как драматический персонаж, обуреваемый страстями и … страстью. История о «Нельской башне» и фаворитах королевы и ее сестры — братьях де Онэ здесь лишается той романтической окраски, а предстает во многом в неприглядном свете. Можно сказать, что постановщиком учтены уроки «Игры престолов» и с истории супружеской измены сорваны «покровы» любовной драмы насильно выданной за нелюбимого королевы. Маргарита в постановке предстает эгоистичной и даже жестокой, но Дарья Цыпляева в этой роли так убедительна и женственна, что мы прощаем персонажу самые преступные деяния.
Если же вспоминать аллюзии и отсылки, то Орсини практически всем (особенно на фотографии в программке) напоминает Пса Клигана из мира «Игры престолов», хорошо смотрятся и другие намеки. Как и во многих других постановках «Театра Луны» здесь много хореографии и сценической работы, актерской пластики, танцев и элементов, скорее подходящих для мюзикла. Костюмы проработаны, а не условны, а в игре старшего поколения труппы замечены даже жесты из шекспировских постановок английских театров, не так давно демонстрировавшихся и в России.
Предпремьерный показ «Театр Луны» превратил в настоящее интерактивное шоу – актеры сопровождали зрителей начиная со входа. В фойе играла настоящая Средневековая музыка, характерная для пиров в замках Наварры, музыкантам удалось помочь зрителям заранее погрузиться в эпоху. Угощение и пляски шутов, шпагоглотатель и фотозоны добавили впечатлений пришедшим. Создавалось впечатление Средневековой Ярмарки или любимой забавы в Европе и Америке – костюмированных рыцарских турниров. Кстати, о битвах на мечах – в спектакле много «боевок» — моментов, где требуются постановочные сценические сражения. Актерам хорошо удалось передать всю опасность холодного оружия в ту эпоху, а также необходимость защищать свою жизнь даже, если у противника численное преимущество.
Специально хотелось бы избежать рассказа о сюжете, чтобы сохранить интригу. Одно можно сказать точно – напряжение не отпускает практически с первых минут, а настроение по ходу действия меняется. Персонажи, которые казалось бы должны иметь ключевое значение в пьесе неожиданно уходят в тень, а на первый план выходят, казалось бы, второстепенные персонажи – то есть ощущение дежавю у любителей «Игры престолов» усиливается.
Не забудем только, что это авторская версия Дарьи Поповой, посему спектакль не претендует на историческую правду, а пьеса «Нельская башня» Дюма осталась лишь как общая канва для совершенно нового сюжета. Зато на несколько часов вы можете погрузиться в мир интриг и страстей с тем, чтобы потом радостно вздохнуть, как хорошо, что мы уже живем не в то жестокое время и наши офисные «змеиные клубки» не столь разрушительны.
Елена Злотникова
Фотограф Светлана Яковлева