Трагическая «Коппелия» на фестивале «Видеть музыку»

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста. Сообщение не является рекламой мероприятия и носит исключительно информационный характер.
17, Окт, 18

В столице продолжается фестиваль «Видеть музыку». Интерес москвичей не ослабевает, и публика до отказа заполняет залы, где проходят оперы, балеты, оперетты и мюзиклы, представленные музыкальными театрами разных городов России. Спектакли идут одновременно на нескольких площадках – в Новой Опере, Геликоне, Детском Музыкальном театре имени Наталии Сац, Новой сцене Большого театра и других. Один из участников фестиваля – Музыкальный театр республики Карелия из Петрозаводска — показал на сцене театра Новая опера балет Лео Делиба «Коппелия».

 Делиб – один из самых популярных в мире балетных композиторов, ученик  А.Адана. Сам Чайковский говорил, что если бы он не слышал Делиба, то не написал бы ни одного своего балета. Легкая, красивая, во многом вальсовая музыка «Коппелии», обилие пантомимных мизансцен, юмор, танцы разных народов, в том числе, мазурка, чардаш, жига,  и счастливый конец с неизменной свадьбой сделали этот балет хрестоматийным  для выпускных и учебных спектаклей хореографических школ, а также в качестве премьерного спектакля для новых коллективов. Такой публика разных стран многих поколений знает «Коппелию» со дня премьеры в парижском «Гранд Опера» в 1870 году.

Если вы видели классические постановки — забудьте о комедии. Карельский театр представил свою оригинальную трактовку истории о кукле-автомате,  в которую влюбился герой, приняв ее за живую девушку. Новелла Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Песочный человек», которая легла в основу вполне веселого либретто Шарля Нюиттера, и по сюжету, и по стилю совсем не вяжется с понятием комедии. Песочный человек – очень популярный герой фольклора стран Европы, который может быть и добрым, и зловещим. Гофман выбрал второе: «Песочник – это злой человек, который приходит за детьми, когда они упрямятся и не хотят идти спать, он швыряет им в глаза пригоршню песку, так что они заливаются кровью и лезут на лоб, а потом кладет ребят в мешок и относит на луну, на прокорм своим детушкам, что сидят там в гнезде, а клювы-то у них кривые, как у сов, и они выклевывают глаза непослушным человеческим детям», — объясняет няня пятилетнему воспитаннику. Так у Гофмана, и либретто Ольги Погодиной-Кузминой намного ближе к образному миру литературного первоисточника, чем французский сценарий. 

Коппелиус у Погодиной-Кузминой и хореографа-постановщика Кирилла Симонова  — не добродушный мастер кукол, а злой гений вроде Песочного человека, профессор-изобретатель в очках, создавший для себя заводную «дочь» Коппелию. Желая женить на ней юношу Натанаэля,  он заставляет его смотреть на мир через волшебные очки,  которые показывают все в выгодном Коппелиусу свете, в том числе и его куклу.

Художник-сценограф спектакля Павол Юраш (Чехия), художник по свету -Александр Мустонен, дирижер-постановщик  — Анатолий Рыбалко. В их трактовке зло побеждает, и музыкальные типично балетные красоты  Делиба начинают порой звучать иронично. Гофман Карельского театра  мрачновато-мистический, а главные герои трактованы с некоторым «готическим» оттенком,  который подчеркнули черные костюмы мастера Коппелиуса и изготовленной им танцующей куклы, и хореография : резкие броски главной героини,  и, то угловатые,  то извивающиеся, как на шарнирах,  движения  Коппелиуса (Эдуард Демидов). Для исполнения партий Коппелии и Натаниэля были приглашены солисты Московского музыкального театра имени Наталии Сац Алевтина Касаткина и Сергей Беломысов. Из театра Наталии Сац и Кирилл Симонов — художественный руководитель балета.  Кстати, он родом из Петрозаводска,  несколько лет возглавлял балет Музыкального театра Республики Карелия.

«Моя постановка – это драматическая история, прежде всего Гофман с его мотивами мистики и рока», — поясняет балетмейстер. «Рок играет важную роль в истории, возникшей из волшебных очков в «Песочном человеке». Очки, постоянно появляющиеся в новелле, породили у меня ассоциацию с событиями в нашей стране, в частности, с обликом Лаврентия Берии и всем связанным с ним ассоциативным кругом. Мы с автором либретто Ольгой Погодиной-Кузминой перенесли действие в Россию: пролог – 1937 год и весь спектакль — 1960-е годы».

В прологе, как сквозь туман, — страшная ночь, маленький Натанаэль видит, как его родителей навсегда увозит черный «воронок». Двадцать пять лет спустя — хрущевский двор с облезлыми подъездами, солнечный день,  счастливая советская молодежь, строящая светлое будущее. Действие полно красок,  костюмы яркие, необычные, выполненные по эскизам со сложным рисунком, напечатанным специально для этого спектакля на тканях в Петербурге. «Это очень зрелищно», — говорит Кирилл Симонов о работе художника-постановщика Павола Юраша, — «прекрасные пачки, красивые купальники, пиджаки – все наполнено романтикой той эпохи и при этом имеет современный вид».

Но Натанаэль, потрясенный пережитым в детстве ужасом, и через четверть века не может избавиться от своего страшного наваждения. «Песочный человек» вместе со своей механической куклой  в черном снова возникает и снова наклоняется к его глазам, как ему виделось в детстве, как будто хочет их  забрать, а взамен дать очки, внушающие Натанаэлю  искусственную «любовь» к автомату в девичьем обличье.

Для новой постановки Кирилл Симонов использовал музыку из двух балетов Делиба — «Коппелия» и «Сильвия».  «В «Коппелии она развлекательная, разножанровая, веселая, а в балете «Сильвия» — более драматическая, психологически насыщенная. Так что в постановке получилась новая сложносочиненная партитура», — комментирует свою работу  хореограф. А художник Павол Юраш считает, что театр 21 века и есть такой – многослойный, активный, богатый.

Несмотря на «сложность» и неожиданность прочтения для тех, кто привык к классическим постановкам, несмотря на спорное, по мнению некоторых критиков, режиссерское решение с политическим звучанием,  балет Карельского музыкального театра был замечательно принят в Москве. Если совместную работу проделали талантливые единомышленники и истинные мастера,  большой успех неизбежен.

                                                                        х х х

Ольга Новикова

Фотографии фотографа фестиваля «Видеть музыку»


  • Главная
  • Редакция
  • Наши услуги
  • Вход
  • Рейтинг фотосайтов fotokto.ru
© 2016-2023 МИР ЖЕНСКОЙ ПОЛИТИКИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

Create Account



Log In Your Account