«Третьяковка» открывает дверь в «Мир искусства»

09, Фев, 21

Ценители прекрасного особенно ценят выставки, которые состоят из работ, чаще всего скрытых в фондах и хранилищах музеев. Именно поэтому они вызывают наибольший ажиотаж. Даже первые выходные работы выставки «Александр Бенуа и его «Мир искусства»»  это наглядно продемонстрировали – очередь среди тех, кто уже приобрел электронные билеты была значительной.

Новая экспозиция входит в цикл сменных экспозиций «Художник и время», который осуществляется в залах графики в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».  Прекрасные примеры искусства начала ХХ века будут демонстрироваться вплоть до 16 мая 2021. 

Выставка – очередной поклон великому мастеру Александру Бенуа, чей 150-летний юбилей к сожалению прошел во время карантина и не праздновался так широко, как этого достоин мэтр. Но выставки, уже прошедшие и идущие в Санкт-Петербурге (где традиционно жила семья Бенуа)  и в Москве, отдают должное этому талантливому художнику и рассказчику. А одно из самых главных достижений Александра Николаевича, это пожалуй сохранение культурного наследия, препятствие его разграблению в сложные первые годы власти большевиков.

После Февральской революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе различных организаций, связанных с охраной памятников искусства и старины, а в 1919 году  возглавляет картинную галерею Эрмитажа, издает её новый каталог и активно препятствует «изъятиям», зато пополняет коллекцию, спасая «спорные» по идеологическому содержанию шедевры. Только в 1926 году он покидает советскую Россию, но всегда скучает по Родине, а последние годы посвящает написанию мемуаров «Мои воспоминания» – они и сейчас являются кладезем информации о художниках круга «Мира искусства», о меценатах и театре того времени.

Третьяковская галерея собрала в нескольких залах выставки настоящие шедевры, каждый из которых знаком и искусствоведам и просто тем, кто интересуется «Серебряным веком». В экспозицию вошли около двухсот произведений Александра Бенуа, Льва Бакста, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Евгения Лансере, Константина Сомова, Сергея Судейкина, Сергея Малютина, Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова. Здесь представлены и работы Бенуа из альбома «Версаль», вышедшего в 1922 году  — и это самая крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции, где акварели художника сопровождаются его же текстом.

Здесь и нежнейшие творения Лансере, его ода Санкт-Петербургу Петровского времени и работы Остроумовой-Лебедевой – также воспевающие город на Неве. Силуэты современников Елизаветы Кругликовой (благодаря которым мы знаем как выглядели многие деятели искусств), нежные мазки Сомова – признанного гения.

Понятие «Мир искусства» — это целый мир культуры: журнал, театр, литература и живопись. В этой экспозиции сплелись все эти грани. Коллектив единомышленников образовался именно по инициативе А. Бенуа, ему мы и обязаны тем, что этот период был столь ярок и плодотворен, отразился в искусстве и архитектуре. В кружок входили молодые художники, литераторы, музыканты. Центр — А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, Д. Философов, В. Нувель, А. Нурок  и позже к ним примкнувшие, но не менее талантливые М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, Е. Кругликова.  И все  они сейчас «встретились» в залах Третьяковской галереи, чтобы продемонстрировать, какими разными могут быть творческие подходы, у каждого художника свой путь и стиль, но служат они одному и тому же – искусству.

Александр Бенуа: «Я считаю, что под «Миром искусства» следует подразумевать не то или другое или третье в отдельности, а все это вместе или вернее некий коллектив, который жил своеобразной жизнью, особыми интересами и задачами, старался разными средствами воздействовать на общество, пробудить в нем желаемое отношение к искусству, понимая это в самом широком смысле…». Нельзя не согласиться с такой точной характеристикой.

Елена Злотникова

Фотограф Елена Никитченко

      


Create Account



Log In Your Account