“Убийца и блудница”

30, Мар, 16

«Преступление и наказание» — роман Ф. М. Достоевского, идея постановки которого возникла у Андрея Кончаловского более 35 лет. И в год 150-летия со дня первой публикации романа она осуществилась – в театре Мюзикла состоялась премьера рок-оперы «Преступление и наказание».

Определение рок-опера довольно условно для этой постановки. Музыкальная составляющая спектакля разнообразна: со сцены звучат рок, рэп и романсы, арии и духовные песнопении.

Музыку к спектаклю написал известный композитор Эдуард Артемьев, либретто – сам режиссёр в соавторстве с Юрием Ряшенцевым и Марком Розовским в 1979 году, автор новой редакции либретто – Сергей Шустицкий. К постановке спектакля были привлечены иностранные специалисты: художник-постановщик Мэтт Диили и художник по свету Майкл Ганнинг из Великобритании, хореографы из США – Юрий Посохов и Куинн Уортон. Но не всё выпало на долю иностранцев, и российские известные театральные специалисты участвовали в постановке: художник по костюмам Тамара Эшба, хореограф Рамуне Ходоркайте.

При создании декораций, впервые в российской постановке, использованы технологии, называемые 6D-видеомэппинг, позволяющие проецировать изображения на движущиеся предметы. Всего на сцене задействовано 12 видеопроектов. Подобные технологии уже используются на концертах Мадонны и представлениях Cirque du Soleil.

Среди исполнителей ролей в мюзикле есть, как и известные имена: Теона Дольникова (Соня), Станислав Беляев (Раскольников), Евгений Вальц и Александр Маракулин (Свидригайлов), известный юморист Ефим Шифрин (Порфирий), Антон Дёров (Мармеладов), харизматичный Антон Аносов (Старуха-процентщица), так и малоизвестные мюзикловым зрителям актеры, которые обладая талантом, только пытаются заявить о себе. На каждую роль заявлено по 2-4 состава.

Спектакль сложно назвать мюзиклом в том смысле, в котором мы привыкли воспринимать постановки, называемые мюзиклами. Обычно мюзикл – это легкий развлекательный жанр, возможно с долей грусти. У Кончаловского на сцене представлена история, которая довольно далеко ушла от первоисточника, поэтому школьникам лучше знакомится с романом, читая книгу. От произведения Достоевского взяты главные герои, убийство старушки, и дно жизни — серость существования. Только старушка тут не просто бабулька-процентщича, а бабка, которая даст фору многим, она тут и сутенерша, и хозяйка проката видеокассет и компьютерных игр, спекулирующая водкой и держащая многих в страхе, – типичное зло, от которого если избавиться, будет многим лучше – так считает Раскольников. Но зло только приумножает зло. Соня – здесь тоже не героиня Достоевского, она не падший ангел, а девушка, становящаяся женщиной с сильным внутренним стержнем, которую сложно сломить. Действие романа перенесено в 90-е годы прошлого столетия. Ленин, Маркс, Че Гевара, «Майн Кампф» – вера молодежи в этом спектакле. Здесь и проститутки, и алкоголики, и толпа, громящая машины и витрины. Первый акт посвящен толпе и падшим людям, второй – искушению и покаянию. Но целостность спектакля теряется в кадрирование: есть номера, есть красивая музыка, сильные голоса, видна работа, проделанная над постановкой, но есть ли история? Может 35 лет менять идею постановки под меняющийся мир – это слишком долго, и часть потерялась по дороге?..

Наталия Козлова

Фотограф Яковлева Светлана

                                                         


Create Account



Log In Your Account