В начале зимы в Московском Губернском театре зацвел «Вишневый сад»

04, Дек, 17

В начале декабря в Московском Губернском театре состоялась премьера спектакля «Вишневый сад» по пьесе А. П. Чехова. Поставил спектакль художественный руководитель театра Сергей Витальевич Безруков, главные роли исполнили Антон Хабаров (Лопахин), Карина Андоленко (Раневская), Александр Тютин (Гаев). Эскиз спектакля был показан в июне в усадьбе К.С. Станиславского в Любимовке, на открытии фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров». Именно в подмосковной Любимовке у Чехова возник замысел пьесы, когда в 1902 году он гостил у Станиславского.

Летом декорациями для постановки послужил настоящий вишневый сад, теперь подобную атмосферу режиссёр попытался воссоздать на сцене. Все действие спектакля происходит в вишневом саду. Дом, где живут герои спектакля, находится не на сцене, а в зрительном зале, дом только обозначен, уходя в дом, герои уходят за сцену, а голоса их слышны эхом. Спектакль поставлен без условностей, в классическом варианте, здесь настоящие не только декорации, но и костюмы начала 20-го века, и музыка того же времени. Звучит Бах, Бетховен, романсы. Только проблемы у людей в начале 20-го века точно такие же, как и у нас, современных. Извечные вопросы о том, как жить, когда не знаешь, что будет дальше, и постоянно задаешься этим вопросом, как жить, когда ты любишь, а тебя нет? Трагедия невзаимной любви – главная тема спектакля. В спектакле практически все любят тех, кто не любит их.

История о потере вишневого сада в постановке Сергея Безрукова становится историей многолетней и безнадежной любви – любви Лопахина к Раневской, любви, которую Лопахину надо выкорчевать из своего сердца, как вишневый сад, чтобы жить дальше.

«Лопахин еще мальчишкой полюбил Раневскую, и спустя много лет продолжает ее любить, и ничего не может с собой поделать, — рассуждает Сергей Безруков о силе любви главного героя. — Это история о человеке, который поднялся с самых низов и сделал себя сам, — и его вела не страсть к наживе, а огромная любовь к женщине, которую он боготворил всю свою жизнь, и стремился стать достойным её».

«Мы оттолкнулись от писем Чехова, от того каким Лопахина хотел видеть автор, — рассказывает о своем герое Антон Хабаров.-  Чехов писал, что Лопахин интеллигентный, воспитанный  человек, который никогда не кричит. Он называл его «нежная душа». Чехов умолял Станиславского сыграть Лопахина, но Станиславский отказался. Такого мало кто играл, как у нас. В монологе «Я купил» не будет ни одного высокого тона, ни одного крика».

Режиссер постановки Сергей Безруков признается, что замысел спектакля во многом складывался исходя из актерской природы Антона Хабарова, выбранного им на роль Лопахина. Но и все остальные герои попали в свои роли. Если бы было идеальное попадание только с актером на одну роль, в спектакле вышел бы перекос, но так случилось, что в труппе нашлись исполнители всех ролей. И при этом все актеры находятся примерно в том возрасте, что и их герои, что очень важно.

«Куда ветер дует, туда ее и несет, — такой старается показать свою героиню Карина Андоленко. —  Для меня Раневская — очень трагичный персонаж. Человеку, который столько потерял, сложно справляться и самому нести свой крест, она начинает совершать тысячу нелепых поступков, ошибок. Она понимает, что ее используют, что ее не любят так, как ей хотелось бы. При этом Раневская не тащит Лопахина с собой в омут, а говорит ему, что вас любит другой человек, любит настоящей чистой светлой любовью, которой вы достойны, полюбите ее, и вы будете счастливы, я не сделаю вас лучше, я только разрушу вашу жизнь так, как разрушили мою».

Вторая же тема спектакля – это гибель империи, об этом Сергей Безруков при помощи постановки тоже решил поговорить со зрителем: «Я размышляю на тему, чтобы же будет с вишневым садом, что же будет с нашей цивилизацией? Эта пьеса сейчас очень современна и попадает в нас, может мы и есть то самое следующее поколение “атлантов”, которые сами себя уничтожают. Я подозреваю, что Атлантида погибла не от природы, а что–то произошло среди самих “атлантов”. Во всем всегда будет виноват человек. Может, стоит задуматься?»

Отображением уходящей эпохи в пьесе становится Гаев. Александр Тютин называет своего персонажа «уходящая натура»: «Он хороший, добрый человек, человек комфортной жизни. К сожалению, грядут грозы, и вся история с вишневым садом, — предвидение. Ушла любовь, люди растерялись, исчезли какие-то традиционные вещи, и его это пугает. Он всячески держится за свой бильярдик, за свою тросточку, шкафчик, свое пенсне, он достаточно легкомысленен. Ему кажется, что он что-то делает, но он ничего не делает».

Знаменитый вишневый сад в постановке Сергея Безрукова становится и отображением чувств героев и отображением смен эпох. Сад вместе с героями цветет и увядает, встречает закат и рассвет, становится свидетелем чувств и настроений героев, смыслом жизни и символом веры.

Наталия Козлова

Фотограф Светлана Яковлева

https://cloud.mail.ru/public/7Ctq/V3PCu6CfB


Create Account



Log In Your Account