В театре «Геликон-опера» поставили самую загадочную оперу Джузеппе Верди «Трубадур»

09, Июл, 17

По всему миру, несмотря на запредельную сложность вокальных партий, «Трубадур» ставится с завидной регулярностью. На московской оперной сцене постановок было немного. Меломаны со стажем до сих пор помнят спектакль «Трубадур» в Большом театре, созданный в 1972 году немецким режиссёром Эрхардом Фишером. В главных ролях тогда блистали выдающиеся артисты, звезды мировой оперы Юрий Мазурок, Тамара Милашкина, Елена Образцова, Владислав Пьявко. В 1993 году опера была возобновлена, уже на итальянском языке и продержалась в репертуаре Большого театра до конца 90-х годов. В Московском театре «Новая опера» им. Е. В. Колобова в 2012 году состоялась премьера «Трубадура», режиссер-постановщик – итальянец Марко Гандини, музыкальный руководитель – маэстро Ян Латам-Кёнинг.

Дмитрий Бертман давно присматривался к опере Дж. Верди, но до этого сезона не решался за неё взяться, теперь же время пришло, и, наконец, для реализации сложились все составляющие. У театра есть новая сцена, технически оснащенная настолько, что позволяет воплощать в постановках самые смелые задумки. Для оперы «Трубадур» требуется пять достаточно сильных солистов, иначе постановка не получится. И что удивительно, в «Геликоне» нашли на каждую роль по четыре исполнителя, и никто из них не является приглашенным со стороны, все — участники труппы театра. Единственным приглашенным в этой постановке стал музыкальный руководитель испанец Оливер Диаз – главный дирижер Мадридского  Театра де ла Сарсуэлла и Барбьери оркестра. Художники-постановщики – заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, художник по свету – заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов, хореограф-постановщик – лауреат международных премий Эдвальд Смирнов, главный хормейстер – Евгений Ильин.

«Когда я думал о дирижере-постановщике, я начал просматривать в интернете различные ролики,  нашел запись с Оливером и решил, что нам нужен именно он. Начал искать возможность вызвать его в Москву, у нас оказались общие знакомые, и вот Оливер здесь. В него влюбилась вся труппа, и он влюбился в Москву», — поведал Дмитрий Александрович о том, как испанец оказался в театре.

Оливер Диаз на пресс-конференции подтвердил слова Дмитрия Бертмана и тоже признался в любви театру «Геликон-опера», а также рассказал, что же для него главное в постановке оперы Трубадур: «К моменту написания оперы Верди надоели однозначные персонажи, которых можно назвать только хорошими или только плохими. Для него в этом спектакле цыганка Азучена реальный персонаж, у которой есть и хорошие и плохие стороны, и мы постарались это показать».

«Это история о том, что месть бывает страшнее материнских чувств, — продолжает рассуждение о постановке Дмитрий Бертман. – Мы живет в непростое время: включаем телевизор и видим войны, кровь, и боимся, — не будет ли войны? История «Трубадура» сопряжена с этой темой, поэтому, что в ней один брат убивает другого, не зная, что они братья. Думаю, и наше время люди убивают друг друга потому, что ими кто-то манипулирует, из-за чувства мести, а ведь мы все братья – мы все дети Земли».

Опираясь на эти мысли, режиссер и поставил «Трубадура» в котором идет война, в которой воюют две стороны, совершенно абстрактные, стороны где нет правых и виноватых, а есть люди, которые хотят жить, любить и верить.

В качестве одной из частей декораций в спектакле представлена копия части арки в Пальмире, чтобы напомнить о войне в Сирии.

И специально к премьере оперы в фойе прошла выставка «Война и … мiръ», на которой были выставлены работы фотокорреспондентов, побывавших в районе боевых действий в городе Алеппо, одного из древнейших городов мира. На снимках фотокорреспондентов МИА «Россия сегодня» Валерия Мельникова, Ильи Питалева, Михаила Воскресенского и Михаила Алаеддина запечатлены трагические последствия военного конфликта, вносящего хаос и разруху как в жизни простых людей, так и в облик великих городов. Фотоэкспозиция показала, что у трагедии войны нет срока давности, и перекинула мост от истории средневековой кровавой распри, воплощенной в сюжете оперы Верди «Трубадур», к трагическим событиям XXI века в Сирии. Современные войны – бессмысленные и беспощадные – мало отличаются от событий романтической оперы Верди, и фотография дает почувствовать их жестокость.

С премьерной серии спектаклей «Трубадур» впервые в оперном театре организована благотворительная поддержка для людей с нарушением слуха: 4 июля спектакль сопровождался тифлокомментированием. Воспользовавшись наушниками, слабовидящие зрители могли слышать комментарии, помогающие им понять то, что происходит на сцене – от действий артистов до перемен декораций. Проект организован совместно с Фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». А со следующего театрального сезона планируется сопроводить тифлокомментированием все спектакли «Геликон-оперы».

Наталия Козлова

Фотограф  Юрий Покровский


Create Account



Log In Your Account