В театре «Новая опера» представили концертную версию оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки

26, Сен, 18

В Московском театре Новая опера им. Е.В. Колобова состоялась премьера концертной версии первой русской классической оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Премьеру посвятили 100-летию со дня казни последнего русского императора Николая II. Опера «Жизнь за царя» не ставилась на московской сцене 25 лет.  Перед премьерой директор театра Дмитрий Сибирцев, дирижёр Андрей Лебедев и режиссёр Алексей Вэйро рассказали, как им работалось над оперой.

Изначально в театре планировали показать полуконцертную версию оперы (semi-stage), но потом решили, что она настолько масштабна, что полутона ей не нужны, да и, в чем честно признался директор театра Дмитрий Александрович Сибирцев, не хватило времени на репетиции. В результате зритель увидел концертную версию оперы.

“Люди, которые знают хорошо наш театр, помнят, что одной из наших визитных карточек в своё время была опера «Руслан и Людмила» Глинки,- рассказал о том, почему этот вечер столь важен для театра Дмитрий Александрович. – И хотелось, чтобы после того, как опера «Руслан и Людмила» ушла из репертуара, все-таки Глинка на нашей сцене присутствовал. Тем более, что Евгений Владимирович Колобов был горячим приверженцем русской оперы и уделял ей особое внимание”.

Андрей Лебедев (дирижёр-постановщик) поделился своим впечатлением от работы над оперой: “Мы пытаемся найти в этой партитуре своё видение, своё звучание. И прежде всего это связано с вопросом, который всегда задается в связи с «Жизнью за царя»: в каком математическом раскладе это русская опера, и как сильно на нее влияет итальянское искусство? Понимая, что Глинка долгое время путешествовал, учился в Италии у великих итальянских педагогов, был знаком c Беллини, изучал партитуры итальянских мастеров, конечно, мы приходим к мнению, что влияние колоссальное. И, как мне кажется, «Жизнь за царя» стоит в самом центре перекрестка этих культур.  Я чту традиции, которые внес Большой театр в исполнение этой оперы, но время не стоит на месте, появляются новые универсальные певцы. Тот каст исполнителей, которых вы сегодня услышите, мне кажется, очень подходит, чтобы найти ту тонкую грань, которая проходит между русским оперным искусством и великим искусством итальянского бельканто”.

Алексей Вэйро (режиссёр): “В данной ситуации я режиссёр в перспективе. Мы планировали ставить оперу semi-stage , но работа с материалом диктует условия игры, и выяснилось, что работе надо уделить как можно больше внимания, поэтому я, как режиссер, пошел навстречу исполнителям. Вы не увидите мизансцен, большая часть будет подана, как исполнительская опера. Визуально использовано будут сиюминутные картинки Дарьи Синцовой, которые я её просил рисовать на бумаге, когда готовились. Эти картинки не имеют отношения к опере, которую мы планируем поставить в будущем, это просто фантазии на тему”.

В первую очередь в театре хотели, чтобы в «Жизни за царя» партию Ивана Сусанина пел Алексей Тихомиров, но пока решали, когда делать оперу – сейчас или позже, оказалось, что Алексей  будет в этот день занят в своём театре – в «Геликон-опере».

А в вечер премьеры на сцену вышли: Евгений Ставинский (Иван Сусанин), Ирина Боженко (Антонида), Алексей Татаринцев (Богдан Собинин), Юлия Меннибаева (Ваня), Андрей Фетисов (начальник польского отряда), Александр Попов (вестник), Михаил Первушин (начальник русского отряда) и весь хор театра (94 человека).

Дмитрий Сибирцев: “Я рад, что так счастливо сложилось, что те солисты, которые сегодня выйдут на сцену, тепло друг к другу относятся, друг друга поддерживают и, мне кажется, что по всем параметрам они очень хорошо сочетаются друг с другом. Но, я надеюсь, что работа над этой оперой будет нескончаемой. Потом начнется работа с другим составом, во втором составе у нас будут петь:  Владимир Кудашев, Александра Шулятьева, Ира Костина, и сейчас пока заявлен Александр Богданов, но готовит партию еще и Дмитрий Бобров. Смотрим, кто из них сможет спеть партию Собинина. А в будущем мы ждем, конечно, и Алексея Тихомирова, и Сергея Артаманова в партии Сусанина, ждем еще какую-нибудь исполнительницу на Антониду. Будет Вика Яровая в партии Вани”.

Даже не смотря на то, что версия была концертная, вся мощь оперы чувствовалась уже в вечер премьеры. Каждый артист старательно вел свою партию, набирая обороты к развязке. Партию Собинина «Братцы, в метель…», которую часто исключают из постановок в связи с трудностью исполнения, в «Новой опере» исключать не будут. Прозвучала она и в этот вечер. В исполнении Алексея Татаринцева почувствовалась то, о чем говорил Дмитрий Сибирцев, что не хватило репетиций. Но в будущем Алексей Татаринцев обязательно исполнит её на все сто процентов, ведь вечер премьеры – только начало. Зато Евгений Ставинский, после исполнения партии Ивана Сусанина, сорвал долгие овации, которые буквально прервали оперу.

В будущем «Жизнь за царя» планируют “одеть”. Но для начала надо осуществить все планы на сезон, а уже потом мобилизовать силы и возможности, и приступить к постановке сценической версии оперы «Жизнь за царя».

Наталия Козлова

Фотограф Елена Никитченко

      


Create Account



Log In Your Account