Великое воссоединение искусства

20, Июн, 19

К очередям в Пушкинский музей привыкли практически все москвичи и гости столицы. Это неудивительно, если в тридцатиградусный мороз или в тридцатиградусную жару линия из жаждущих прикоснуться к прекрасному, протягивается практически до станции метро. Это значит, что в музее демонстрируют нечто уникальное и эксклюзивное. Лето 2019 года не стало исключением, а скорее новой вехой в масштабности проектов ГМИИ им.Пушкина и новыми гранями сотрудничества.

Можно сказать, что истоки выставки, которая сейчас потрясает всю культурную общественность были заложены еще несколько лет назад, когда в 2016-2017 гг. в Париже фонд Louis Vuitton показал выставку «Шедевры нового искусства. Коллекция Сергея Щукина», которую посетило более миллиона человек. Французская выставка в фонде Louis Vuitton создавалась как совместный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа, которые «соединили фонды», чтобы представить коллекцию Щукина в том виде, в котором она задумывалась.

Трагедия великого мецената

Как и многие другие коллекции после революции, уникальное собрание Сергея Щукина было «национализировано».  После «красного Октября» картины сначала оставили в бывшем щукинском особняке в Знаменском переулке, а потом увезли в особняк Ивана Морозова (также национализированный) —  дом, где был открыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). В 1923 Первый и второй музеи новой западной живописи были объединены, получив общее название Музей нового западного искусства, который в 1925 стал филиалом Музея изящных искусств. В 1928 все фонды музея были сосредоточены в одном здании на улице Пречистенке, 21.  Сейчас собрание назвали бы удивительным, там были работы Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и раннего Пикассо. Причем в других странах такой полной коллекции не было. Но новая власть не видела в этом особой ценности – бал правил «соцреализм», поэтому в 1948 году по личному указанию Сталина музей закрыли, часть экспонатов было решено отправить в запасники, а часть даже кощунственно уничтожить. Некоторые картины спасли музейные работники, но две коллекции Щукина и Морозова разделили между ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажем, причем Эрмитаж в некотором смысле «выиграл», ему трижды доставалась лучшая и большая часть шедевров.

 Три брата снова встретились

Путешествуя по залам Пушкинского музея сейчас, вы попадаете в мир коллекционеров – братьев Щукиных. Проект действительно беспрецедентный — В одиннадцати залах показаны более 450 произведений из семи музеев. И это не только художественные музеи: среди участников — Исторический музей, Музей Востока, Музеи Московского Кремля, Музей изобразительных искусств в Будапеште, музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», а также Эрмитаж (центром выставки и ее «заглавной» картиной стал  «Танец» Матисса, написанный для особняка Сергея Ивановича на Знаменке.  Всего же питерцы предоставили 60 полотен.

На открытии перед прессой выступил Андре-Марк Делок-Фурко, куратор выставки, внук коллекционера Сергея Щукина: «Это очень важный момент — торжественное возвращение Сергея Ивановича Щукина в его родной город. По сравнению с показом в Фонде Louis Vuitton это совершенно иная выставка. Я советую просто приходить в Пушкинский музей и оценить зал, где собраны сразу все работы Сезанна из коллекции, так, как это задумывал мой дед. Здесь можно понять всю масштабность его работы, вдумчивый подбор шедевров».

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина подчеркнула, что музею было очень приятно работать с Фондом Louis Vuitton, ведь это крупнейший собиратель современного искусства, но также важен тот факт, что два важнейших русских музея, хранящие собрания великих коллекционеров, объединили усилия, чтобы отдать дань братьям-коллекционерам. Сергей Щукин был частью большой и очень интересной семьи, которая заслуживает отдельного рассказа, именно поэтому в отличие от парижской выставки проект назвали “Щукин. Биография коллекции”, так как здесь удалось продемонстрировать и историю других Щукиных.

Открытие выставки посетил и Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа, который отметил, что данная выставка – дань памяти великим коллекционерам и Эрмитаж предоставил максимальное количество шедевров, причем некоторые из них в последний раз покинут стены музея, потому что больше уже не будут путешествовать. Их необходимо тщательно хранить.

В экспозицию вошли шедевры Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров.  Интересно то, что ключевая фигура — Сергей Щукин увлекся коллекционированием достаточно поздно — после сорока, а его братья были одержимы коллекционированием живописи уже  с  молодости и каждый из них тем или иным образом повлиял на своего родственника. Поэтому первые залы выставки посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций.

Один из залов – практически «траурный» — там всего две картины (одна из них «Кающаяся Магдалина»), стены затянуты траурными драпировками. Это дань утраченной коллекции одного из братьев Щукиных – Ивана. Его история трагична даже без революционных потрясений – банкротство, долги, продажа коллекции (причем оказалось, что наравне с шедеврами в ней были и подделки), самоубийство. Иван Щукин одним из первых начал собирать именно современное искусство, которое в России принимали неохотно и во многом «заражал» своей страстью более «классически ориентированных» братьев.

На выставке в ГМИИ им. Пушкина можно многое узнать не только о Сергее Щукине (1854-1936), но и о его трех братьях — Петре, Дмитрии и уже упомянутом Иване. Еще одним «новшеством» станут своеобразные окна в прошлое – витрины с фотографиями и материалами, а также информационные стенды, рассказывающие о жизни, семейных отношениях, литературных и театральных пристрастиях великих собирателей. То, что их окружало: люди, вещи, книги – все это несомненно важно для понимания личности.  Причем разные интересы диктовали и разный подход к коллекционированию, так Петр Щукин увлекался востоком и русской стариной. Старинная утварь, оружие, ткани, рукописи. Этой части коллекции отведен отдельный зал в Пушкинском музее.  Дмитрий предпочитал «малых голландцев» (натюрморты) и миниатюры.

Удивительно, что порой предметы коллекций «кочевали» от одного брата к другому – они обменивались, дарили, продавали что-то выбивавшееся из их коллекции, рекомендовали художников и даже помогали в охоте за шедеврами братьям.

Посетить выставку можно до 15 сентября, но советуем не тянуть, а сделать это в летние дни, когда в музее царит приятная прохлада и тишина.

https://pushkinmuseum.art/events/archive/2019/exhibitions/shchukin/index.php?lang=ru

Елена Злотникова

фото Светлана Яковлева

                 


Create Account



Log In Your Account