В Москве начался четвертый ежегодный фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». Пресс-конференцию, посвященную этому событию, традиционно проводил президент Ассоциации Музыкальных театров, по инициативе которого и возник этот фестиваль, Георгий Исаакян. За 15 лет своего существования Ассоциация объединила 57 коллективов со всей страны.
Георгий Георгиевич подчеркнул, что на этот раз, в Год театра в России, программа особенно масштабна – это грандиозная панорама 40 спектаклей из почти двух десятков регионов, и, в основном, это работы, которые в столице еще ни разу не видели ни публика, ни критика. Впереди у москвичей полтора месяца ярких впечатлений и открытий. Когда фестиваль проходил впервые, любители театра и музыки только присматривались, как обычно бывает, когда появляется что-то новое. Интерес к нему рос год от года, сформировалась своя публика, и теперь все знают, что билеты на фестивальные мероприятия лучше покупать заранее.
Для всех музыкально-театральных жанров – опера, балет, оперетта, мюзикл (включая представления для детей) – свои площадки предоставили Большой театр (Историческая сцена, Новая сцена и Камерная сцена имени Б.А. Покровского), Центр Оперного Пения Галины Вишневской, театр «Новая опера» им. Е.Колобова, «Геликон-опера», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Российский Академический молодежный театр и, конечно, Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, который вот уже почти 10 лет возглавляет Георгий Исаакян.
До этого режиссер 20 лет очень успешно руководил Пермским театром оперы и балета, ставил спектакли в Омске и других городах России. Он говорит, что в искусстве нет понятия «провинция» в значении «второстепенности», терпеть не может «столичного снобизма» в вопросах искусства и всегда добавляет: «Я знаю, о чем говорю, я двадцать лет работал в провинции».
В этом году восемь театров «дебютируют» в Москве — это их первые столичные гастроли и сразу в рамках форума «Видеть музыку». Среди них и такой «подвижник», как Калининградский музыкальный театр под руководством Елены Альфер, привезший в Москву оперный спектакль («Иоланта» П.И.Чайковского) за свой счет, не встретив понимания и поддержки в Министерстве культуры и туризма Калининградской области в лице ее недавно назначенного министра А.В.Ермака. Чем объяснить такое непонимание, неспособность правильно оценить ситуацию? Тут и до подозрения недалеко — а бывал ли Андрей Викторович Ермак, «возглавляющий культуру» области, сам когда-нибудь в опере?
Елена Альфер – один из самых молодых режиссеров музыкального театра, ученица Дмитрия Бертмана в ГИТИСе, художественного руководителя театра «Геликон-опера». Поставленный ею спектакль «Иоланта» пройдет на сцене «Геликона» при участии некоторых солистов этого любимого многими московского театра. На доброжелательность и поддержку московской публики Калининградский областной музыкальный театр может рассчитывать в полной мере. Как, впрочем, и другие участники Четвертого Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».
Ольга Новикова
Фотограф Елена Лапина