Влада Попутаровская: «Как воспитать здоровый характер»

18, Мар, 21

Влада Попутаровская – детский психолог и нейропсихолог, автор блога c 900 тыс. подписчиков, глава «Центра психологии Нового Поколения». В конспекте читайте о том, что такое сценарный анализ, как развивать детей в разном возрасте и привить им психологию успеха.

«Когда ребёнку исполняется шесть лет, его жизненный план уже готов», – Эрик Берн

Основные жизненные сценарии закладываются у детей в первую шестилетку.

Сценарий – постепенно развёртывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве под влиянием родителей.

Это психологический импульс, который с большой силой толкает человека вперёд, навстречу его судьбе, часто – независимо от его сопротивления или выбора.

Например, один человек в случае неудачи задаётся вопросом: «Что я могу сделать иначе?», а другой: «Кто в этом виноват?» Это разные сценарии, которые закладываются в раннем детстве. Они определяют очень многие вещи, которые мы делаем автоматически.

В первые два года поведение и мысли ребёнка преимущественно программируются матерью. С двух с половиной до пяти с половиной лет эта роль уходит к отцу.

План на будущее составляется в основном по семейным инструкциям. Вспомните, что родители говорили вам о жизни, когда вы были маленьким? Это во многом определяет ваше поведение и сейчас. В частности, пищевые привычки или отношение к деньгам.

Из любого послания дети извлекают ядро. Какой бы длинной ни была лекция, дети запоминают только ключевое – у них слабо развиты лобные доли. Причём ребёнок может истолковать сказанное совсем не так, как вам бы хотелось. Например, ваше нравоучение о пользе учёбы у ребёнка может отложиться в виде: «Если я получу двойку, меня не будут любить». Так появляется страх ошибки.

Ребёнок воспринимает желание родителей как команду, которая будет программировать всю его жизнь.

Если вы сравниваете ребёнка с кем-то, он тоже будет это делать. Тогда он будет пытаться угнаться за другим, а не расти над собой, что чревато большими проблемами.

Из страха ошибки развивается прокрастинация: «Я знаю, как делать, но могу где-то накосячить».

Чаще всего именно детские решения, а не сознательное планирование определяют судьбу человека.

Программирование в детстве состоит из двух вещей:

  • ограничения;
  • разрешения.

При этом запреты не дают в будущем адаптироваться к обстоятельствам, а вот разрешения – дают свободу.

Нельзя говорить детям фразу: «Я знаю лучше». Тогда они и во взрослом возрасте не смогут положиться на самих себя и всегда, даже в мелочах, будут искать тех, кто «знает лучше».

Ещё один пример: красивая и успешная девочка – это вопрос не анатомии, а родительского разрешения.

Если родители видели в своём сыне глупого, слабого и неуклюжего ребёнка, а в дочери – уродливую и глупую девочку, они такими и будут

При этом для девочки важно ощущать себя красивой. Как правило, в зрелом возрасте легче исправить заниженную самооценку касательно уровня интеллекта, но не оценку внешности. А ведь внутреннее ощущение себя красивой гораздо важнее, чем соответствие чьим-либо стандартам красоты.

Цикл развития детей

  1. Способность бытия: рождение – шесть месяцев.
    Ключи: потребность есть, чувствительность рта, трудность мышления, недостаток концентрации и желание быть зависимым от других.
    Задачи развития в этом возрасте для детей и родителей: принять во внимание, кто мы есть, принимать заботу, прикосновения, чувственность и эмоциональную связь.
    Ребёнок должен понимать, что мир рад его присутствию.
  2. Способность действия: шесть месяцев – полтора года.
    «Насколько я могу что-то делать?»
    Ключи: желание разнообразной стимуляции, желание видеть, слышать, пробовать, прикасаться, нюхать новое, входить и исследовать мир.
    Задачи развития: желание исследовать окружения без того, чтобы думать о нём, и развитие сенсорного осознания через действия.
    У детей есть право исследовать окружающий мир.
    Посыл родителя на этом этапе должен заключаться во внушении ребёнку чувства поддержки и защищённости.
    Не бойтесь, если ваш ребёнок любопытен – такие люди двигают мир вперёд.
  3. Способность мышления: полтора года – три года.
    До этого возраста ребёнок ощущает себя частью мамы. Но в этот момент он начинает осознавать свою самостоятельность.
    Ключи: желание отличаться от окружающих, установить сепаратную позицию, бунт, говорящий: «Нет, я не хочу».
    Задачи развития: тестирование реальности, борьба с окружающими, установление независимости, выражение несогласия, обучение мышлению.
    В этот момент очень важно отпустить ребёнка. Это история про: «Я рада, что ты сам». Не позволяйте себе гиперопекать ребёнка. Иначе у него атрофируется самостоятельность, а отсюда появится лень и нежелание что-либо делать – ведь всё сделают за него.
  4. Способность идентичности: три года – шесть лет.
    Ключи: желание знать, кто мы есть, озабоченность властью и половыми различиями, эксперименты с социальными отношениями и последствиями своего поведения.
    Задачи развития: отделение фантазий от действительности, тестирование осознания реальности через последствия поведения и использования силы для влияния на взаимоотношения.
    Ребёнок пытается определить себя и осознать. Здесь важно поддержать его в этих поисках. Дайте ему понять, что вы любите его таким, какой он есть.  

Важные правила: дети обучаются подражанием – ходить, говорить, обращаться с предметами, они берут ваши действия и сценарии.

Поэтому ваши слова должны быть:

  • актуальны для вас;
  • подтверждены вашими действиями;
  • не противоречить друг другу.

Вы не научите ребёнка вставать рано, если сами спите допоздна, не научите правильным пищевым привычкам, если сами им не следуете и т.д.

 Источник: Телеграмм канал Synergy.Online

 


Create Account



Log In Your Account