Впервые в России международный конкурс теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при»

14, Сен, 18

Всю эту неделю в Москве в музыкальном театре «Геликон-опера» проходит крупнейшее культурное событие – международный конкурс теноров «Хосе Каррерас Гран-при». Соревнование проходит в три тура, в пятницу будут известны имена победителей, состоится торжественное закрытие и концерт лауреатов. Любители вокального искусства имеют возможность посещать прослушивания первого и второго туров бесплатно.

Учредитель и организатор конкурса — Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства  Фонд Елены Образцовой, второй организатор – театр «Геликон-опера». Художественный руководитель театра Дмитрий Бертман также является одним из членов жюри наряду с маститыми мастерами оперы из Испании, Италии и России. Президент конкурса и председатель жюри  — выдающийся испанский оперный певец Хосе Каррерас, один из тройки знаменитых теноров — Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас —  столь славившейся при жизни Паваротти.

На открытии конкурса директор благотворительного Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко рассказала, как наша выдающаяся певица – а она была партнером по сцене и другом Хосе Каррераса – старалась  передать свой бесценный опыт молодым, часто находя их на конкурсах. И Хосе Каррерас, никогда не стремившийся заседать в жюри, как только узнал, что  к нему обращаются от Фонда Елены Образцовой, сразу согласился возглавить первый в России международный конкурс теноров. «Настоящий тенор — редкий в природе голос», — сказал он. – «И я был удивлен, что заявки на участие подали 80 человек. Неужели так много в мире теноров?» — пошутил маэстро. Из них на конкурс приехали 65. Это тоже довольное большое число участников для такого «узкопрофильного» конкурса.

По условиям нынешнего состязания молодые певцы (от 18 до 35 лет), подготовившие  требуемую программу и необходимые документы, могут подать заявку на участие без предварительного отбора. Это правило ввела сама Образцова на Международном конкурсе молодых оперных певцов, впервые проведенном по ее инициативе в 1999 году. Она считала, что видеозапись, которую на многих конкурсах требуют для предварительного отбора участников, может ввести в заблуждение, так как записи очень отличаются – разное качество, разные студии. Она боялась пропустить хороший голос  из-за некачественной или, наоборот, «слишком качественной» записи, которую могли «подретушировать» в пользу певца.

Наряду с этим несомненным плюсом у «правила Образцовой» есть и минус – могут приехать те, кто не совсем верно оценил свои возможности и  не готов к участию в таком серьезном конкурсе под председательством самого Хосе Каррераса. Первый тур показал, что кому-то не хватает вокальной школы, кто-то по-ученически интерпретирует,  были  даже проблемы с интонацией. А фальшивые ноты — это уже криминал, никакой роскошный голос не спасет. Количество участников во втором туре  не должно превышать половины участников первого тура, и, судя по всему, отсев в таком количестве и даже, возможно, больше, произойдет справедливо.  Об открытиях говорить рано, но яркие, хорошо подготовленные талантливые  участники, разумеется, есть, публика уже «наметила» себе фаворитов, и надеется услышать их во втором туре.

                                               Продолжение следует.

х х х

Ольга Новикова

Фотограф Елена Никитченко

           


Create Account



Log In Your Account