Всероссийский Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» начался В Москве

21, Сен, 18

Однажды композитор Игорь Стравинский сказал балетмейстеру Джорджу Баланчину: «Ваша хореография – это попытка увидеть музыку». Образное выражение, глубоко отражающее суть музыкального театра, сначала дало название вечеру одноактных балетов в Пермском театре, а через несколько лет так стал называться всероссийский фестиваль.

Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» собирает полные залы по всей столице. Публика предвкушает «пир» и заранее запасается билетами. Нынешний фестиваль в фестивале «Видеть музыку» — он является важной частью Биеннале театрального искусства — не стал исключением.  «Творческий форум зарекомендовал себя востребованной площадкой, неизменно привлекающей самую широкую зрительскую аудиторию. Музыкальные театры со всей России получают замечательную возможность продемонстрировать свои художественные достижения, обменяться опытом, ощутить себя частью большой театральной семьи», — сказал в приветствии к фестивалю министр культуры Владимир Мединский.

Кроме спектаклей, в рамках Биеннале и фестиваля «Видеть музыку», всегда проходят мастер-классы, научно-практические семинары, творческие встречи, конференции.  А «Уроки режиссуры», по мнению  актера и режиссера Александра Калягина, это беспрецедентный по уровню конкурс, и он рад, что в нем будут участвовать  два спектакля руководимого им театра Et cetera – постановки Роберта Стуруа и Адольфа Шапиро.

«Видеть музыку» состоит из спектаклей, которые сами театры, их представляющие, считают своими наиболее интересными и значительными работами.  Так и задумывалось Ассоциацией Музыкальных Театров, по инициативе которой в культурную жизнь столицы вошел этот фестиваль: чтобы дать возможность каждому коллективу большому и маленькому, столичному и региональному, с историей и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте. Это не соревнование и борьба за награды, а сотрудничество, совместное решение общих задач, поиски и эксперименты, взлеты и открытия. Президент Ассоциации  музыкальных театров, художественный руководитель Детского музыкального театра имени Наталии Сац Георгий Исаакян считает это самым главным,  ради чего и был создан этот всероссийский форум: «На нашем фестивале нет и никогда не будет ни жюри, ни экспертного совета, и театры всегда сами будут решать, какой спектакль показать в Москве. А мы всегда будем доверять друг другу и слышать друг друга. Как всегда, мы будем слушать  музыку и видеть ее на сцене».

На фестивале есть только одна премия – «Легенда» — тем, кто посвятил всю свою жизнь музыкальному театру, кому рукоплескали залы мира, и перед кем теперь преклоняются и создатели современного российского музыкального театра, и артисты, и зрители. 

У фестиваля «Видеть музыку» есть и своя детская программа — международный смотр спектаклей для юных зрителей. Как сказал Георгий Исаакян, — «Мы держим двери открытыми для театров из любой точки мира». В «детской линии», наряду с театрами из Москвы, Санкт-Петербурга, Алтая участвуют коллективы из Австрии («Храбрый портняжка»)  и Израиля («Костюм на заказ»).

К фестивалю приурочено открытие новой сцены в Московском музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачева. Это настоящее событие не только для Москвы, но и для всей России. Театр 30 лет ютился в Малом зале, где чудом умещались и актеры, и зрители, и оркестр. Но, несмотря на это, там с большим успехом шли серьезные спектакли – «Без вины виноватые», «Женитьба Бальзаминова» и другие. Теперь театр располагает и большим залом с оркестровой ямой, и современной машинерией, включая новейшее свето- и звуко- оборудование. В фестивальные дни театр Геннадия Чихачева покажет два своих спектакля («Анатомия любви», «Грибной переполох») и примет гостей – Алтайский государственный музыкальный театр (мюзиклы «Человек из Ламанчи» и «Маугли»).

На фестивальных показах ожидается 30 спектаклей. Первым, открывшим смотр, стала опера Чайковского «Евгений Онегин» в международной постановке Челябинского театра оперы и балета (Россия-Польша-Италия).

Экстравагантная польская режиссура (постановщик Михаль Знанецкийбыла для Москвы «смягчена» по решительному настоянию главного дирижера театра, музыканта с мировым именем Евгения Волынского. И это было мудрое решение, принесшее триумфальный успех спектаклю в Москве. Публика наградила долгими овациями  Гузель Шахматову (Татьяна), Владимира Боровикова (Онегин), Павла Чикановского (Ленский) и других исполнителей. Арию «Куда, куда, куда вы удалились» молодой певец, стоя на одном месте на фоне черного занавеса, исполнил так, что зал слушал с первой ноты до последней, замерев. А потом рукоплескал, на минуту остановив действие.

Огромный успех Челябинского театра оперы и балета стал счастливым началом фестиваля «Видеть музыку». До закрытия форума 14 ноября еще целая осень, и она наверняка принесет и много других замечательных открытий

                                                           х х х

Ольга Новикова

Фотограф Светлана Яковлева

       


Create Account



Log In Your Account