Всеволод Задерацкий: «Per aspera…» и «Я свободен”

22, Июн, 19

Per  aspera ad astra (через тернии — к звездам). Первая половина известного латинского изречения стала названием книги Всеволода Всеволодовича Задерацкого, музыковеда, профессора Московской консерватории  об отце.

В ней нет ничего от научного труда по музыкознанию, по жанру она сродни увлекательному роману. Из рецензии газеты «Книжное обозрение»: «…выход этой книги — настоящее событие. Это еще одна повесть о настоящем человеке, чью жизнь можно рассматривать как опыт собственного жизнетворчества, когда каждый новый день ощущаешь как драгоценный подарок судьбы, как новую возможность проявления воли на пути к себе».

«Per aspera…» вышла в 2009 году, а в 2019 году к юбилею издания в Москве состоялась премьера документального фильма «Я свободен» о композиторе и литераторе Всеволоде Петровиче Задерацком, создавшем в 1937-1938 годах на Колыме в несусветных лагерных «терниях» свои светлые «звездные»  24 прелюдии и фуги для фортепиано. Спустя почти 200 лет, он стал первым после Баха, кто по образцу его «Хорошо темперированного клавира» написал прелюдии и фуги во всех тональностях.

Необычайно талантливый, с драматичной, полной тяжелых испытаний судьбой, он был, как известно, далеко не единственный умный, интеллигентный, образованный человек, по ком прошелся каток репрессий. Но он был единственный, уникальный музыкант, кто, сидя  на холоде в ватнике, разлиновывал нотными станами пустые телеграфные бланки, еле шевелящимися отмороженными пальцами записывал без фортепиано прекрасную музыку, звучавшую у него в голове.  На наше счастье она дошла до сегодняшнего дня и теперь, после многих десятилетий забвения, успешно исполняется во многих странах известными пианистами.

Он несколько месяцев был вхож в царскую семью как музыкальный наставник цесаревича Алексея, а потом воевал в армии Деникина. И этого оказалось достаточно, чтобы его музыка, рожденная на Колыме, впервые прозвучала на публике только через 75 лет и стала открытием, когда автор уже не мог ее услышать.

Книга Всеволода Петровича Задерацкого «Золотое житье» — единственная уцелевшая после первого ареста – тоже настоящее открытие в русской литературе. Автор предстает как художественный наследник изящного Серебряного века. В новеллах, написанных искрящимся языком, — живые люди и глубокая философия.

Документальный лента «Я свободен» принесла награду «ТЭФИ-регион» магаданской съемочной группе: журналисту и режиссеру Анастасии Якубек, оператору Рустаму Ахметову, художнику компьютерной графики Анне Фидря.

Фильм, посвященный жизни и творчеству композитора и литератора Всеволода Петровича Задерацкого, впечатляет своей искренностью, человечностью, душевной вовлеченностью авторов во все, что происходит в кадре. Картина открывается одной из 24-х прелюдий: за роялем известный московский пианист, лауреат  международных конкурсов Лукас Генюшас. Музыка льется светлым потоком, вызывая и тут ассоциации с  Серебряным веком, ранними произведениями И.Стравинского, миниатюрами символиста А.Скрябина и просто излучая собственный свет.

Как пишут исследователи об эстетике Серебряного века, в центре внимания художника – не объективная реальность, а сотворение объективного прекрасного путем творчества. Именно это и произошло с композитором в лагере. «Отец говорил, что очень страдал и создавал свой светлый мир из звуков, в который уходил», — сказал присутствовавший на московской премьере фильма Всеволод Всеволодович.

Композитор уходил от объективной реальности жестоких лагерных будней туда, где отдыхала его душа и набиралась сил. Режиссер Анастасия Якубек считает, что если бы не было этих страданий в ужасных условиях, Всеволод Задерацкий не смог бы написать такую прекрасную музыку. Вряд ли это можно с уверенностью утверждать. Произведения искусства создаются благодаря таланту и мастерству, а не благодаря страданиям, скорее, вопреки им. «Смог бы, конечно, смог бы!» — решительно сказал сын композитора музыковед Всеволод Всеволодович. — «Без лагерей он мог написать в десять раз больше прекрасных сочинений, если бы судьба дала ему это сделать».

Ольга Новикова


Create Account



Log In Your Account