Выставка “Александр Тышлер. Игра и лицедейство”

14, Июл, 17

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка произведений Александра Тышлера – живопись, графика, эскизы костюмов и декораций, около 150 произведений  – из собрания музея. Экспозиция дополнена работами из частных коллекций.

Монографическая выставка работ Александра Тышлера – явление чрезвычайно редкое: последняя прошла в Москве почти 20 лет назад, в 1998 году. Связь театральной сцены с поэзией вымысла – вот основной мотив нынешнего показа произведений художника. Экспозиция разделена на пять частей, посвященных темам, которые волновали мастера на протяжении всей его жизни: «Человек на Земле”, “Расстрельные темы”, “Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме”, “Театр” и “Капричос”.

Одна из важнейших страниц в творчестве Тышлера – работы для театра. Художник оформил более 80 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Минска. Произведения, представленные в разделе “Театр”, отличаются стилевым и цветовым единством, начиная с общего оформления декораций и заканчивая проработкой деталей костюма.

В разделе “Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме” представлена самая ранняя работа Тышлера из собрания Отдела личных коллекций – рисунок “Ванда”. Этот женский образ сопровождал художника на протяжении всего творчества.

 “Человек на Земле” объединяет работы, воплотившие особое мироощущение художника: семья – это часть Вселенной, может быть, даже столп, вокруг которого вращается мироздание. Наряду с этой идеей в творчестве Тышлера в 1930-е появляется тема особого, пустого пространства.

 Самый драматичный раздел экспозиции – “Расстрельные темы”. Образы насильственной смерти возникают в графике Тышлера в 1920-е. Трагическая участь родных, события Гражданской войны, пережитые художником, вызвали появление серий “Расстрел”, “Погром”, “Махновщина”. В этих произведениях мастер создает образы человеческой необузданной и бессмысленной жестокости. Впервые в экспозиции представлен плакат “Антисемитизм-сознательная контр-революция”, в котором драматизм образов достиг пика: показан мир, расколотый на две части – жертв и палачей.

Тема “Капричос” в творчестве Тышлера появляется под впечатлением от народных театров, балаганов, народных праздников и представлений. Открывает раздел лист, под названием “Радиооктябрины” (1925). Значительная по размерам, филигранно выполненная пером и тушью композиция представляет народное гуляние по случаю дня рождения радио. Эту тему поддерживают серии “Жонглеры”, “Девушки-кентавры”, “Клоуны” – образы, которые живут в творчестве художника десятилетиями.

Искушенный ценитель живописи и графики с достоинством оценит выставку. А для большинства посетителей открытие творчества Александра Тышлера  станет хорошим подарком в познании искусства.

Сабадаш Владимир – по материалам пресс-службы.

Фото- пресс-центр ЦМИИ имени А.С. Пушкина

 


Create Account



Log In Your Account