Выставка арт-дуэта МАСтер и КАтерина 18+

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
24, Мар, 22

Люди, которые играют в маски

Сосед мой слева — грустный арлекин,

Другой — палач, а каждый третий — дурень.

Один — себя старался обелить,

Другой — лицо скрывает от огласки,

А кто — уже не в силах отличить

Своё лицо от непременной маски.                                                       Владимир Высоцкий                            

История появления Арт-дуэта  МАСтер и КАтерина, практически полностью повторяет ту, что была описана Булгаковым. И там и там фигурировали переулки Арбата, встреча и мгновенная, поражающая как молния, как убийца из-за угла любовь. В обеих случаях вылившаяся в безграничное творчество, в союзе Инь и Янь, Уроборосе, который поглотил-таки свой хвост и стал единым целым. Две половинки складываются в круг, в шар, в Земную сферу. Так и две творческих личности нашедшие друг друга не просто растворились, а «перетекли» в новое состояние, стали продолжением другого, при этом сохранив свою индивидуальность. Шар же стал не просто символом идеальной формы, а еще и творческой подписью, «фирменным знаком». А феномен маски – тем, что подстегивает творческую фантазию и становится отправной точкой для путешествия в иные фантасмагорические миры.

C древних времен и до середины XX века, художники сами изготавливали краски для своих полотен, эту традицию продолжают  МАСтер и  Катерина. Они сами готовят краски для своих произведений. Только их краски – это маски-скульптуры, их они «наносят на полотно» в качестве главного аккорда. Маска и холст соединяются, как влюбленные, и рождается единое целое. Работы обретают художественный смысл именно в такой  комбинации-слиянии. Это способ выражения чувств, идей и эмоций художников. Работы МАСтера и КАтерины открывают новые смыслы культурного артефакта «маска».  Художники вольны говорить с миром о любых проблемах на «масочном» языке.

Любовь к многогранному явлению  и  изучение его в культуре разных народов является основой искусства и вдохновения художников МАСтер и КАтерина. Если Вы заметили, то неслучайно одни буквы в названии пишутся заглавными, ведь творческий тандем имен художников также образует  «МАСКА».

МАСтер и КАтерина на протяжении многих лет занимаются исследовательской деятельностью, путешествуют по отдаленным уголкам мира, изучают все, что связано с культурным феноменом «второго лица», от древности до наших дней, собирают собственную коллекцию масок народов мира.

Художница у «заглавной» картины выставки

Неудивительно, что все герои работ двух художников, как в хороводе, нашли путь в их творческую мастерскую. Путь «окольный», часто торный и порой совершенно мистический. Так, например, ровно за неделю до объявления локдауна была закончена работа над «Доктором».  Разлитый пузырек неизвестного яда (или лекарства?), общая тревожность и настроение. Работа явно предсказала то, с чем нам пришлось столкнуться.  Еще одна «прорицательница» —  картина  «Трагедия огня», полная тревожного ожидания, причем свое имя она получила уже после создания. На ней Собор Парижской богоматери с узнаваемыми горгульями, образ плачущей Мадонны. Через три дня 15 апреля 2019-го года мир лишился одной из самых знаменитых достопримечательностей, центра «чрева Парижа».

SONY DSC

И теперь мы подходим к сложному моменту, объяснить который даже сами создатели не в силах – работе, посвященной повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Именно оттуда блестящая сфера —  Золотой шар, артефакт, выполняющий желания, который выпукло блестит на картине МАСтера и Катерины. А яркий фон что-то неотвратимо напоминает, привлекает цветом голубого неба и яичного желтка. Работа выполнена в августе и скрывает собственную мистическую тайну. Полусфера не пустая (стоит оговориться, что авторы никогда не делают что-то, просто так, их работы, как и талисманы-обереги прошлого скрывают тайну, невидимые глазу детали, потаенные смыслы – возможно в будущем их будут искать потомки, просвечивая картины рентгеном, как случается сейчас с портретами эпохи дворцовых переворотов).  Внутри золотой полусферы аккуратно закреплена  порванная на кусочки маска – маска Джокера, мистического персонажа, фигуры, которая может повлиять на весь расклад, притвориться кем угодно. Работа была закончена в августе, она как будто хотела «родиться» на свет, что-то рассказать. Такие мистические совпадения или акты творческого предвидения у дуэта членов Творческого Союза художников России не единичны.

Есть и работа, исполняющая желания. Она носит имя «Мечтатель» и к ней обращаются с самыми разными просьбами. Шепотом нужно «договориться» с главным героем картины, а это все тот же любимый персонаж художников – Джокер-шут. При этом «Мечтатель» вправе ответить и пообещать, или отказать. Случаев исполнения желаний уже очень много, о чем  свидетельствуют посетители выставок дуэта.

Творениями МАСтера и Катерины украшено знаменитое кафе Комедия Дель Арте на Третьяковской. И, совершенно не случайно, что оно вдруг стало культовым местом творческой интеллигенции, местом притяжения района, а число фанатов художников увеличилось многократно.

Сейчас целую ретроспективу творчества  — путь пройденный за годы, можно увидеть в Российском национальном музее музыки, в Галерее Музея-усадьбы Ф.И. Шаляпина,  на Новинском бульваре. Очень символично, что это именно художественное арт-пространство, где экспонировались картины художников – друзей мэтра, работы «Шаляпинского круга» (напомним, Федор Иванович был очень дружен с театральными художниками, с членами объединения «Мир искусства», а К.А. Коровин был одним из его ближайших и дорогих приятелей).

И вот теперь историю продолжают работы современных художников МАСтера и КАтерины, но все такие же таинственные, таящие в себе то, что нам разгадать часто не под силу. Все работы выполнены в сложной смешанной технике – каждая маска-скульптура создается вручную, лепится, формуется, это долгий и кропотливый процесс создания скульптурного изображения. В картинах при этом сочетаются разные техники, живопись на холсте, мелкая пластика, сложные цветовые переходы основы «оттеняют» выпуклые скульптурные детали. Именно синтез и работа «на перепутье» сразу нескольких видов искусств, может отразить то, что МАСтеру и Катерине хотелось донести до зрителя.

Каждая работа художников имеет свою особую — необычную историю создания, а иногда и тайну, зашифрованный смысл, который бывает непросто разгадать с первого взгляда. А зритель найдет в творениях что-то свое, увидит нечто, только ему понятное. Образы смотрят на нас невидящим и одновременно всевидящим взором. И хочется или закрыть собственное лицо, или, наоборот, взглянуть в глаза своему страху, победить то мистическое «хтоническое», что в маске тысячелетиями было заключено. Яркие, трехмерные, порой таинственные, произведения художников МАСтера и КАтерины  вызывают живой интерес у детей и взрослых, никого не оставляя равнодушным.

 

Злотникова Елена.

Фото — Арт-дуэт МАстер и КАтерина

 


Create Account



Log In Your Account