Выставка «Сны Сибири»: Кондонская Богиня, Окуневские менгиры, Хозяйка Сибири в 3D и Даши Намдаков (12+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
27, Янв, 23

Древние времена… Огромная древняя Сибирь…

Поражает ничем не сдерживаемая образность мышления древних художников, скульпторов, кузнецов, мастеров. Что двигало ими тогда, какая сила? Ведь не было никаких учебников и высших учебных заведений, только глаза, только собственные фантазии и собственные руки. Глаза человека из эпохи неолита видели огненное Солнце и холодную Луну, диких животных, чистую воду рек, бескрайнюю тайгу или степь, в бездонном небе парили только птицы. У жаркого костра племя собиралось по вечерам, делились новостями, слушали легенды, которые дошли от тех, кто жили «до них» в «темные времена». И ночью во снах к ним приходили птицелюди или боги на лосиных головах, золоторогие олени или камни с человеческими глазами? Такие глубокие образы могут рождаться только во снах, только если человек и природа на одной волне, одной вибрации.

У кого-то из наших древних предков возникало желание создать что-то гораздо менее практичное, чем наконечники стрел или каменные топоры, а прекрасное, красивое, странное. Такое – от чего через целые тысячи лет невозможно отвести глаз и рядом с чем, можно застыть и потерять счет времени.

Иммерсивная выставка «Сны Сибири» в Историческом музее — уникальна по возможности прикоснуться (причем в буквальном смысле) к культурному наследию древних народов, населявших гигантскую территорию древней Сибири.

Как и положено снам, которые приходят ночью, выставка проходит в почти полной темноте. Это обстоятельство обостряет ощущения и усиливает некую мистичность пространства, часть которого отдана под реальные артефакты, часть под современное искусство и часть под впечатляющие 3D инсталляции с визуальными лазерными эффектами.

«Кондонская мадонна» — сокровище из обожженной глины, которое археологическая экспедиция под руководством профессора Окладникова раскопала в Приамурье в начале 60-х годов. Женская головка величиной с ладонь. Кто её сделал? Казалось, что люди должны были бегать с копьями в то время и ходить в шкурах. Быть может на стойбище забрел какой-то чужак и принес с собой эту чудесную глиняную головку трехглазой широкоскулой богини. Присмотритесь – между бровей у неё отверстие, как будто «третий глаз». Какие совершенные линии, какая мягкость облика!

Окуневские менгиры из Хакасии – это копии, выполнены в натуральную величину на основе специально построенной трехмерной модели. Это также уникальные артефакты. Длинные камни, обвитые узорчатыми рисунками, смотрят на нас каменными глазами и даже улыбаются. Но не все, некоторые очень задумчивы.

Возраст их также исчисляется тысячами лет. Высокие узкие камни разделены на три части. В верхней находятся глаза – их три, но вместо третьего глаза изображен солярный знак. Разделение на части можно трактовать как Верхний, Средний и Нижний мир. Профили у этих камней тоже интересные и могут быть разными, с одной стороны, например, явно женская грудь и выпуклый живот, с другой оскаленная звериная пасть.

Скульптуры Даши Намдакова пришли из снов, из глубин генной памяти. Всадник с натянутым луком, похожий на назгула, кажется сотканным из степного ветра, а цвет крови у него и его лошади черный (скульптура «Цель»). В двух скифских фигурах, Царицы-амазонки и Царя-героя, которые направляются на соколиную охоту в сопровождении барсов (скульптура «Царская охота») спиралью закручена бешеная невидимая энергия. Тигрица, стоящая на выпущенных когтях, есть воплощение дикой силы (скульптура «Царица»).

Стоит упомянуть впечатляющие визуальные эффекты, которые оживляют петроглифы на стенах пещеры, амурского тигра, каменных луноликих идолов и саму Хозяйку Сибири.

Рядом с оригиналами стоят дубли артефактов в увеличенном размере под названием «тактильные копии», до которых можно дотрагиваться. Надписи на информационных табличках продублированы также шрифтом Брайля. Есть аудиогиды.

Артефакты из собственных экспозиций в Москву привезли из Томска (Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова), Пермского края (Чердынский краеведческий музей им. А.С. Пушкина), Новосибирска (Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН).

Формат выставки «Сны Сибири» не ограничивается одной экспозицией и предоставляет ещё возможность подключиться и послушать лекцию специалистов в онлайн режиме, на тему «сибирской айдентики и расогенетических процессах», «коллективного конструирования общесибирской идентичности», или например, «Как тунгусы пришли в Забайкалье: средневековые городища на реке Шилка» и «Палеолит Алтая в археологической летописи Денисовой пещеры». Их читают антропологи и ученые с кафедр МГУ и Центра палеоэтнологических исследований МГУ, специалисты из Музея-заповедника «Томская Писаница» и специалисты по археометаллургии от «Археология Хакасии» и др.

Конечно же, много мерчей – блокноты, футболки, кружки с сибирской тематикой, изображениями древних артефактов.

Организатор выставки (это важно) Фонд развития науки и культуры «Таволга», главный спонсор (тоже важно) – РЖД, а главный художник – Петр Бирюков. Хочется выразить огромную благодарность за столь блестяще организованные выставочные проекты.

Выставка «Сны Сибири» в Историческом музее

Выставка продлится по 19 февраля 2023 г 
Фотограф Natalya Pamsik
 
    

Create Account



Log In Your Account