Храм, построенный в воображении 18+

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
01, Фев, 21

К открытию музеев, которое произошло к общей радости культурного сообщества 22 января, практически все учреждения культуры подготовили абсолютно уникальные выставки. Прослеживается и временной отрезок – конец 19, начало 20 века.

Третьяковская галерея представила сразу несколько выдающихся экспозиций. Одной из них стала коллекция графики Александра Андреевича Иванова (1806–1858), включающая более 700 самостоятельных листов и около 40 альбомов на библейские сюжеты. Коллекция настолько большая, что позволила сформировать несколько сменяющих друг друга экспозиций, каждая из которых имеет характер мини-выставки. Так что в течение года в залах «Третьяковки» мы будем знакомиться с работами мастера.

Знаково то, что первая выставка открылась в 11 зале, рядом с масштабнейшим полотном автора – «Явление Христа народу». Она носит название «Благовещение» и открывает графический цикл «Библейские эскизы», работе над которым художник посвятил последнее десятилетие своей жизни – с конца 1840-х до начала 1858 года.

В первую выставку цикла были отобраны  евангельские сюжеты о чудесных знамениях и событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя и рождением и детством Иисуса Христа. Есть там и «сон Иосифа» и явление ангелов. Все работы нежные и воздушные, практически невесомые, акварели еле заметны, как будто художник только намечал контуры, боясь испортить это волшебство или сделать его ближе зрителю. Оно остается заоблачным, нездешним.

Почему же был создан этот цикл? Эти эскизы должны были превратиться в росписи храма, занимать центральные части отдельных стен здания. Вокруг этих больших композиций планировалось разместить многочисленные истории из Ветхого Завета, в которых рассказывалось о чудесных благовестиях и пророчествах появления Мессии. Александр Андреевич Иванов мечтал расписать храм, в своих задумках он пошел очень далеко, подготовил огромное количество эскизов, причем часто разноплановых. На выставке можно увидеть «виртуальный макет» подобного строения.

После смерти А.Иванова его брат Сергей (также ученик Академии художеств, талантливый творец, получивший пенсию от Академии для путешествия по Италии) передал часть его работ Третьякову, а библейские сюжеты – в Румянцевский музей (после революции эта коллекция также влилась в фонд «Третьяковки»).

И еще один интересный факт, повествующий о любви двух братьев, уважении к наследию и понимании, насколько эти сюжеты важны — по завещанию С.А. Иванова на проценты с  капитала были изданы репродукции всех произведений брата на библейские и мифологические темы.

Вот такие работы сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее, дополнив тем самым свои знания о художнике, не только как о создателе больших живописных полотен на тему Евангелия, но и нежных графических работ.

Елена Злотникова

Фотограф Елена Никитченко

            


Create Account



Log In Your Account