Жизнь – игра, а люди – игроки

04, Апр, 16

В театре «Школа драматического искусства» состоялась премьера спектакля «Игроки» по пьесе Н.В.Гоголя в постановке Игоря Яцко.

Что-то часто наши театры стали обращаться к творчеству Н.В.Гоголя – наверное, время такое — требует внимание к себе этот мистический автор. В том же ШДИ, помимо только что вышедших «Игроков», запланировано еще два спектакля по «Мертвым душам», которые репетируют Игорь Яцко и Дмитрий Крымов. Но это будет позже. А вот премьера «Игроков» в постановке Игоря Владимировича уже состоялась в небольшом «Тау-зале». В пьесе, где роли написаны для мужчин, где нет ярко выраженного главного героя, где у каждого персонажа есть свой “звездный час”,  у Игоря Яцко играют женщины.

“Мне кажется, что актриса наиболее способна к сценической трансформации и наилучшим образом может выразить природу игрока”, — поясняет режиссёр свой выбор женщин-актрис.  Но мужчинам тоже достались роли – роли слуг, чертей, находящихся в подчинении у более мощной силы – женского демонизма. И если женщины играют в карты по крупному, то мужчины всего лишь балуются наперсточничеством и прислуживают “высшим силам” – женщинам.

Женщины не играют мужские роли, они играют именно женщин, но играют грубо, как играл бы мужчина, местами вульгарно, и при этом красиво и эротично. Выходя в начале спектакля в мужских костюмах, затем они преображаются, открываются друг перед другом, переодеваясь в женские костюмы. Но может ли женщина перед другой женщиной отрыться полностью? Конечно нет, и соперничество продолжается, и тот, кто поверит в женскую дружбу, остается в “дураках”. Сразу видно – спектакль ставил мужчина, а мужчин, верящих в женскую дружбу, наверное, не существует. Этот спектакль об игроках-женщинах, о людском многоличии, об игре с душой, о том, как можно вступив в сделку с нечистой силой, поверив ей, проиграть всё. Игра здесь как мера красоты и творчества, ею болеют, ею и лечатся. Ведь как лечат уставшую душу? Красотой и увлеченностью. Также её и губят.

Белый, черный, красный – основные цвета в декорациях и костюмах, лишь сукно, на котором играют, зелёное. Эти же цвета часто используются в игровых предметах: карты, рулетка, казино, шахматы, шашки. Происходящее на сцене транслируется на камеры – камеры слева, справа, в центре стола. Любое действие не остается не увиденным, за любой поступок придется отвечать. На одном из экранов постоянно идет игра — крутится рулетка в казино. О рулетке напоминает и крестовой подиум в центре сцены, а Ихарев (Ольга Баландина) в спектакле как красный шарик падает в лунку и становится выигрышным для компании Утешительного (Мария Зайкова). Как между полюсами электрофорной машины проскакивает искра при высоком напряжении, так и между игроками под тревожную музыку Шостаковича летят молнии, когда тасуется колода.

Ихарев платит свою цену за обман, который он совершил ранее, но и к тем, кто его обманул, придет своя расплата. А игра будет продолжаться – как увлечение, как искусство, как спорт, как искушение, как преступление. Главное не переступить ту грань, где искусство и спорт граничат с обманом и беззаконием, ведь камеры от “высших инстанций” есть везде.

В спектакле играют: Ольга Баландина (Ихарев), Мария Зайкова (Утешительный), Ольга Бондарева (Швохнев), Алиса Рыжова (Кругель), Гузэль Ширяева (Глов-старший), Дарья Рублёва (Глов-младший), Екатерина Кузминская (Замухрышкин), Роман Долгушин (Алексей), Павел Кравец (Гаврюшка).

Музыкальное сопровождение: Елена Амирбекян (фортепиано), Игорь Корних (скрипка), Мария Гришина (Виолончель).

Создатели: з.а. России Игорь Яцко (постановка), Ольга Васильева (декорации и костюмы), Андрей Емельянов и Игорь Корних (музыкальное оформление), Рамуне Ходоркайте (хореография), Тарас Михалевский (свет), Александр Шапошников (видео).

Наталия Козлова

Фотограф Наталия Чебан
Фотографии с сайта театра «Школа драматического искусства» — http://sdart.ru/


Create Account



Log In Your Account