Звучащий поток: композитор Сергей Жуков 16+

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста.
13, Окт, 21

В Москве состоялся юбилейный авторский вечер композитора Сергея Жукова. Кажется, что 70 лет – это солидно, мог бы позволить себе и на лаврах почивать, но Сергей Викторович  не собирается. Он все такой же, как лет 20 назад, — живой, энергичный, полный идей и замыслов, постоянный участник и организатор всероссийских и международных фестивалей новой музыки.

Концерт открылся только что написанным  произведением, «горяченьким», как выразился автор, — «Павана по нашему безвременью» для струнного оркестра. Этому названию более 400 лет, Жуков позаимствовал его у композитора 16 века.  В общем, когда ни живи, всегда будут или тяжелые времена, или время перемен, или вот – безвременье. Павана — старинный медленный танец церемониального характера – «переформатировалась» в 21 веке под пером нашего современника, но барочный дух чувствовался и в преломленной красоте. 

Авторские концерты Жукова проходят не только в России, но и в других странах Европы и Америке. «Музыка – живой организм…она должна жить, дышать, исполняться, а не лежать, как мумия в саркофаге… только публичное исполнение делает произведение законченным», — считает композитор. Даже  за рубежом  есть свои популяризаторы его творчества, в репертуаре которых его произведения постоянно присутствуют, звучат в концертах.  Один из них – голландский кларнетист Мишель Маранг, известный пропагандист новой музыки, которому посвящено свыше пятидесяти сочинений, и три из них написал Жуков.

Дружбе и сотрудничеству музыкантов уже много лет, вот и на этот раз Мишель Маранг приехал в Москву, чтобы участвовать в юбилейном концерте своего русского коллеги и друга. В «Монологах» на стихи Марины Цветаевой для сопрано, солирующих инструментов и камерного оркестра он исполнял партию кларнета, за роялем была постоянная участница авторских концертов Жукова, большая энтузиастка в популяризации музыки 21 века Элеонора Теплухина,  пела Юлия Макарьянц. Артистки также исполнили вокальный цикл на стихи Пушкина «Эхо».  Камерным оркестром «Времена года»  в этот вечер дирижировал Владислав Булахов, тоже давний творческий «соратник»  композитора.

Сергей Викторович представил еще одного кларнетиста, который впервые участвовал в его авторском вечере, — Игната Красикова. Прозвучала  «Dolce Dolore» для кларнета/бас-кларнета  и струнного оркестра. Сочинение посвящено  памяти родителей,  и автор, знакомя  публику с молодым исполнителем, высокого оценил его понимание этой музыки — «он услышал и верно передал интонацию произведения».

Завершился концерт еще одним посвященным произведением – Concerto Sacra для скрипки, виолончели, рояля и струнного оркестра. Первыми исполнительницами  Concerto Sacra были «Сестры Бековы» — семейное трио «The Bekova sisters», которым и посвящен Concerto. На самом деле, это скрипачка, виолончелистка и пианистка Накипбековы. Сестры уже более 30 лет живут в Англии, прославившись еще школьницами в Советском Союзе. Сложная для западной публики казахская фамилия была упрощена для афиш на английском языке. На юбилейном концерте автора Concerto Sacra исполняли Назар Кожухарь, (скрипка), Андрей Березин (виолончель) и Элеонора Теплухина (фортепиано).

Скоро в Доме композиторов начнется ежегодный фестиваль современной музыки «Московская осень», и вновь зазвучит музыка Сергея Викторовича Жукова — живая, добрая, исполненная своеобразной красоты, иногда как будто спрятавшейся, иногда изливающейся через край головокружительными гармониями. Наша современница, известный композитор старшего поколения София Губайдулина называет его музыку звучащим потоком, стихийным процессом, «неотвратимо вовлекающим слушателя в свою завораживающую активность».

                                                                        х х х

Ольга Новикова. Фото автора

   


Create Account



Log In Your Account