13 ноября в музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке состоялась творческая встреча с коллективом театра Елены Камбуровой, приуроченная к премьере нового спектакля «Фортуна», которая состоится 17 ноября.
Место выбрано было не случайно, оно знаковое для поэтессы. Здесь она жила с 1914 по 1922 годы. Здесь прошли и безмятежные счастливые годы семейного счастья молодой Цветаевой с ее мужем Сергеем Эфроном, но также и страшные моменты, связанные с голодом, пронизывающим холодом, страхом за мужа, ушедшего на фронт, и другими событиями эпохи «военного коммунизма». Марина Цветаева продавала вещи, посуду, жила «как в аду» и при этом все равно творила.
Постановка «Фортуна» для театра Елены Камбуровой — это новый опыт, так как пьеса Цветаевой достаточно малоизвестная, в стихах и, как и все творчество поэтессы, сложная. Пьесу «Фортуна» Марина Цветаева написала в феврале 1919 года. Ее героем стал реальный исторический персонаж — герцог Лозэн, живший в эпоху Французской революции, из биографии которого Цветаева отобрала пять эпизодов (пять картин) и объединила их образом Фортуны. Фортуна в пьесе — не только символ Судьбы, но и символ успеха при королевском дворе второй половины XVIII века, а также фаворитка короля графиня де Помпадур (как олицетворение любви, благосклонности Венеры, удачи и случая, приближенности к сильным мира сего).
Эпиграфом к пьесе Марина Цветаева выбрала старинный французский девиз: «Господу – мою душу, Тело мое – королю, Сердце – прелестным дамам, Честь – себе самому». Марина Цветаева пыталась разгадать тайну жизни, смерти и удачи Лозэна. Первая картина начинается с его младенчества, где в ответ на сиротство (мать умирает после родов), богиня удачи одаряет его дарами из рога изобилия. Вторая картина — история его первой любви, первой измены возлюбленной и то, как она предрекает ему счастье и множество новых приключений.
Тема любви проходит через всю пьесу, что неудивительно, ведь вдохновением для Марины Цветаевой послужила и ее влюбленность в Юрия Завадского — известного актера Студии Евгения Вахтангова, впоследствии — знаменитого режиссера. Ему она посвятила цикл стихов «Комедьянт» и пьесы «Каменный ангел» и «Фортуна».
Тем не менее широкой сценической судьбы пьеса о герцоге Лозэне не получила. Спектакль, созданный учениками Ивана Поповски Елизаветой Шаховой и Иваном Рябенко — практически первая в Москве постановка «Фортуны» на сцене профессионального театра.
Во время встречи с гостями участники вспоминали интересные эпизоды репетиций, а также сложности с которыми пришлось столкнуться. Специально для пьесы было создано музыкальное сопровождение. (В спектакле звучат авторские композиции Олега Синкина). Интересное включение: по ходу действия также звучит запись стихотворения А.С. Пушкина «Стихи, сочинённые ночью» в исполнении Ю.А. Завадского. Это оммаж любви поэтессы. Кроме того, атмосферу эпохи Лозэна воссозжает музыка Жана-Филиппа Рамо и Джоаккино Россини.
Во время встречи, многие вспомнили, что Цветаева часто презрительно отзывалась о людях искусства, но по мнению режиссеров спектакля в этом было некое лукавство или даже воспоминание о несчастливой любви.
Режиссеры спектакля Елизавета Шахова и Иван Рябенко: «Эта пьеса — признание Цветаевой в любви к театру, в людей от театра. Обстановку и настроение, в котором Цветаева создавала пьесу…
Марина Цветаева сама «дышала» этим воздухом, искала в веке 18-м спасение от века 20-го… Этого «воздуха» в «Фортуне» больше, чем собственно «осьмнадцатого века», и именно этот воздух является одним из «героев», связующих всех персонажей пьесы, именно этот «воздух», эта красота и поэзия интересует и волнует нас, и мы, надеемся, могут стать интересны зрителям спектакля.
Автор Елена Злотникова
Фото автора