Конференции Издательского дома «Коммерсантъ» — это всегда самые интересные спикеры и уважаемые эксперты. Исключением не стал и «HR-форум», состоявшийся в конце марта в отеле The Ritz-Carlton.
Сфера HR – одна из самых востребованных в течение двух десятилетий. Ведь работодатель хочет полностью «оправдать» как материальные, так и нематериальные вложения в специалистов и сделать правильный выбор на рынке труда. Многие думают, что задача HR-профессионала подобрать для компании «рабочую лошадку» по минимальной цене, но с максимальной отдачей. На самом деле психология HR гораздо глубже. Сотрудник должен подходить компании, а компания ему. Эти и многие другие вопросы активно поднимались в ходе сессий HR-форума. Важным и решающим может стать все – от локации до оформления офиса, важной составляющей особенно для поколений X и Y является и эмоциональная привязка – им хочется разделять ценности компании.
Спикеры затронули и такие «острые вопросы», как избыточные зарплатные ожидания молодежи, когда сотрудники только окончившие вуз мечтают о конкурентноспособном вознаграждении, при этом у них нет полного понимания об обязанностях на данной позиции. Пандемия привнесла и другие проблемы – множеству сотрудников очень понравилась удаленная работа или гибридный формат, согласно данным Росстата за 2021 год офисы покинули около полумиллиона специалистов младше 30 лет. Им хочется работать удаленно или по схеме фрилансера, компромисс – неполная рабочая неделя в офисе. И вот тут возникает столкновение с ожиданиями работодателя и специалиста.
Многие HR-профессионалы упомянули и то, что для соискателей пандемия и сопутствующие явления тоже стали своего рода испытанием. Стало сложнее приспосабливаться к обычному офисному графику, большинство рабочих встреч плавно перетекли в zoom и многие уже отказываются от оффлайн форматов даже после снятия ограничений. При этом эффективность общения через экран с клиентами ниже, чем при личном общении (такова психология людей, им важна вовлеченность).
Были и прогнозы на ближайшее будущее, да, действительно, многие компании проведут сокращение штатов и консолидацию ресурсов. Но это не будет значить, что на рынке труда будет затишье, скорее наоборот, будут цениться специалисты, которые умеют и могут действовать в сложных обстоятельствах. На пике «популярности» — IT-специалисты, их будут искать, появится много вакансий для них в государственном секторе. Отток профессионалов за рубеж не сильно повлияет на рынок труда, он будет незначительным. Больше всего он будет заметен среди представителей творческих профессий. HR-специалисты посоветовали соискателям обратить внимание на те отрасли, где экономическая нестабильность будет ощущаться в меньшей мере – сельское хозяйство, продукты питания, фармацевтика, сфера детских товаров и услуг. Перспективно сейчас найти работу в государственных, а не частных компаниях. Не слишком-то востребованы будут юристы, а также специалисты в сфере некоторых видов права. Сложно будет найти работу маркетологам, дизайнерам и декораторам-оформителям, мерчендайзерам.
Первая сессия – она была самой обширной и носила название «Антикризисные меры в HR» стала своеобразным лейтмотивом конференции. Ее открыл профессор испанской бизнес-школы IE, специализирующийся на управлении персоналом, Сергей Горбатов. Он рассказал о том, как в текущей ситуации экономической неопределенности необходимо действовать тем, кто ищет работу или собирается переходить с одного рабочего места на другое. Партнер рекрутинговой компании Cornerstone Владислав Быханов поговорил о том, какие ожидания сейчас могут быть от сотрудников у работодателей.
«Многие компании с успехом прошли два года пандемии, строили большие планы на этот год и вряд ли полностью свернут наем сотрудников. Однако необходимо учитывать, что если раньше большинство работодателей были заинтересованы в “лидерах”, то теперь будет расти спрос на представителей рабочих специальностей»,— отметил он. Заместитель управляющего директора по работе с персоналом АО «Компания “Сухой”» и АО «РСК Миг» Елена Корбут рассказала о том, как в текущей ситуации должны вести себя руководители, чтобы помочь своим сотрудникам адаптироваться к «новой реальности». «Лидеры должны больше времени проводить с людьми, общаться с ними, быть на виду»,— отметила она. Врач-психиатр, работающий в сервисе «СберЗдоровье» Виктор Нурдаев, в свою очередь, рассказал о том, как работать в условиях стресса и как самостоятельно регулировать его уровень. Также он посоветовал в условиях повышенной тревожности делать все, чтобы сохранить свое ментальное здоровье и оградить себя от депрессии: меньше читать новостей, сконцентрироваться на позитиве, заниматься спортом (спорт – лучшее лекарство от депрессии и путь преодоления стресса). Кроме того, позитивно заниматься волонтерской деятельностью – помогать животным, старикам, онкобольным и т.д. То есть на первый план выходит и социальная вовлеченность и польза социуму. Так даже работающий в офисе человек отдает что-то на благо социума и ощущает свою связь с ним, а также свой вклад. Строгая фильтрация негативного контента, пресечение некоторых тем в разговоре с коллегами, с друзьями и родными тоже необходима. Многие фирмы условились все не касающиеся работы разговоры оставлять за порогом офиса, а сконцентрироваться только на насущных вещах. Что помогает не разобщать коллектив, а сделать офис островком спокойствия.
Директор отдела продаж «Авито Работа» Роман Губанов поделился своим прогнозом, касающимся дальнейшего развития как российского рынка труда, так и сферы HR. «Сейчас в сложной социально-экономической обстановке все больше будет востребована гибкая занятость, которая позволяет привлекать работников на конкретные проекты. При том сами работодатели должны все больше внимания уделять аналитике HR-процессов, чтобы сделать процесс управления сотрудниками по-настоящему эффективным»,— упомянул он.
Всем посетителям HR-форума очень запомнился веселый стенд с магнитами от AVITO работа. Забавные лозунги, побуждающие к действию и покорению вершин карьеры пользовались успехом – к концу конференции стенд почти опустел, ведь каждый из гостей мог взять понравившиеся магниты и мотивировать себя на дальнейшие достижения.
Генеральный директор рекрутинговой компании Propersonnel Татьяна Долякова поговорила о том, какие возможности сейчас возникают у представителей отдельных профессий на российском рынке труда. «Мы прогнозируем повышенный спрос на кадры для IT-сферы и агропромышленности. Будет активно развиваться отрасль внутреннего туризма»,— отметила она.
Руководитель департамента инновационных HR-сервисов VK HR Tek Довар Исаков рассказал о том, как можно оптимизировать работу HR-подразделений компании с помощью перехода на электронный кадровый документооборот. Электронный документооборот это значительная экономия, не считая затрат на бумагу и сопутствующих затрат – рассылок, писем, курьеров. Многие крупные компании смогли сэкономить всего за год на электронных уведомлениях колоссальные суммы (особенно это явно видно в сезон отпусков, когда компании необходимо уведомить большое количество сотрудников). Электронный документооборот на 1 лишь бухгалтерии может сэкономить до полумиллиона рублей.
«Цифровизация этого процесса дает колоссальную экономию — от сокращения количества нужной в офисе бумаги до помещений, необходимых для хранения этих документов.»,— отметил он. Руководитель практики АБ «Андрей Городисский и партнеры» Марина Абрамова рассказала о юридических аспектах перехода на электронный кадровый документооборот, указав на преимущества его использования.
В ходе второй сессии конференции «Офис как HR-инструмент» участники панели поговорили о том, какое влияние на сотрудников оказывает пространство, в котором они работают.
Исполнительный директор компании «Максима Телеком» Константин Хачатуров поделился опытом трансформации офиса компании, который был получен во время пандемии. «Офисное пространство становится вместилищем все большего количества новых технологий, позволяющих сделать работу все более комфортной»,— рассказал он. Руководитель бюро T+T Achitects Сергей Труханов поговорил о том, какие перспективы есть у виртуального офисного пространства и какими преимуществами оно обладает по сравнению с традиционным.
«Сейчас все больше работодателей понимают, что офис — это не место, а среда для работы, которая может находиться где угодно»,— подчеркнул он. В то же время, как рассказал региональный директор департамента управления строительными проектами Colliers Игорь Темнышев, несмотря на существование «лучших практик» по устройству офисного пространства, каждая компания должна ориентироваться на собственные потребности, выбирая, например, между традиционной офисной планировкой и опенспейсом. «Организация офиса должна отвечать запросам бизнеса работодателя, а не моде»,— подчеркнул он.
Вопрос касался многих аспектов деятельности – от кофемашины (для сотрудников подчас это важно) до свободной рассадки. Для некоторых категорий сотрудников подобное неприемлемо, так как превращает офис в «приятное место», но вредит работе. Молодые специалисты начинают думать, что офис – это такой приятный «коворкинг», где ты посидел с ноутбуком в удобном кресле или на пуфе, попил кофе и ушел, а еще и получил в конце месяца за это деньги. Контролировать работу в офисе в стиле agile в российских реалиях по мнению специалистов сложнее, так как у многих сотрудников отсутствует «самодисциплина». И слишком лояльное отношение и «офис свободного посещения» может сказаться на работе, на сроках ее выполнения и эффективности.
Как рассказал руководитель направления «Пользовательские сервисы» ДОМ.РФ Даниэль Саттаров, несмотря на снятие ковидных ограничений, запрос на совмещенный формат работы как в офисе, так и удаленно остается высоким. «Такой режим требует от компаний создания удобной среды для взаимодействия с сотрудниками из любой точки, и, например, ДОМ.РФ постоянно внедряет новые и совершенствует существующие цифровые сервисы»,— отметил он. Заместитель руководителя департамента управления недвижимостью Совкомбанка Семен Латута рассказал о том, как создать комфортный офис для тех сотрудников, которые предпочитают работать вне дома. «Для них офисное пространство остается важным элементом, который влияет на привлекательность компании как работодателя в их глазах»,— отметил он. Этот тренд, как отметил руководитель сети коворкингов GrowUp Алексей Мацкевич, дает новые возможности для оптимизации расходов на офисное пространство с помощью его аренды. «Мы ожидаем, что спрос работодателей на этом рынке в ближайшее время существенно вырастет»,— отметил он. Руководитель отдела по работе с арендаторами компании «Джонс Лэнг ЛаСаль» Екатерина Белова рассказала о том, как сохранить долгосрочные контракты на аренду офиса в изменившихся условиях. «Речь идет о тех случаях, когда или нужно сократить расходы на офис, или в компании снижается число сотрудников», — отметила она.
Злотникова Елена, фотографии ИД «Коммерсантъ»