В этом году ежегодный фестиваль современной музыки «Московская осень» проходит в сорок четвертый раз в октябре-ноябре. Рождаются новые произведения, и они живут только когда их исполняют. Большой зал Московского Дома композиторов каждый раз во время фестиваля наполняется заинтересованной публикой — любителями и знатоками, ожидающими композиторских и исполнительских открытий. По задумке инициатора «Московской осени» композитора Тихона Хренникова в 1979 году – это форум премьер, в течение месяца дающий возможность авторам услышать свои новые сочинения, а публике — ознакомиться с тем, что пишут наши современники в разных музыкальных жанрах, стилях и направлениях.
В советское время была традиция открывать каждую «Осень» очень торжественно — «Праздничной увертюрой» Шостаковича в Большом зале консерватории. И программа подбиралась соответствующая – с громкими именами. Сейчас и открытие фестиваля, и концерты в его рамках проходят в Большом зале Дома композиторов. Но, несмотря на более «камерное» помещение, громкие имена тоже присутствуют, программа концерта, открывающего фестиваль, каждый год делается, по возможности, «весомой», как выразился участник нынешнего концерта-открытия Сергей Жуков.
В программе фестиваля – интересные и разнообразные по всем параметрам произведения для оркестра, хора, солистов, камерных составов. Представлены такие композиторские имена как Сергей Жуков, Владислав Агафонников, Юрий Евграфов, Лилия Родионова, Алексей Чернаков, Татьяна Астафьева, Ирина Энская и другие.
В очередной раз подчеркну, поскольку совпадают и имя, и фамилия, что Сергей Жуков, который поет и пляшет в интернете – это другой человек. Выпускник Московской консерватории Сергей Викторович Жуков, о котором речь, — автор симфонических и камерных сочинений, мюзиклов, балетов, инструментальных концертов и многих других произведений, исполняемых классическими музыкантами во многих странах в театрах и концертных залах.
На открытии нынешнего фестиваля «Московская осень» состоялась премьера концерта №2 «Assonance» Сергея Жукова для скрипки с оркестром в исполнении Эльвиры Накипбековой и оркестра Министерства обороны под управлением Сергея Дурыгина. Для многих стало приятным открытием, что у нашего Министерства обороны есть свой симфонический оркестр столь достойного профессионального уровня. Дирижер там не просто художественный руководитель, как у нас, штатских, а начальник военного оркестра в звании полковника, окончивший военно-дирижерский факультет при Московской консерватории (высшее военно-музыкальное учебное заведение Российской Армии).
Эльвира Накипбекова — одна из участниц семейного трио «The Bekova sisters». Сестры Бековы вместо Накипбековы – это для облегчения западной публике воспринимать и произносить сложную для них фамилию. Выпускницы Московской консерватории (фортепиано, скрипка, виолончель), уроженки Казахстана уже много лет живут в Англии, выступают и записываются в разных странах, популяризируют за рубежом творчество Жукова. Эльвира специально приехала для участия в фестивальной премьере.
Концерт «Assonance» Сергея Жукова оказал такое грандиозное воздействие, что в антракте заставил бурлить публику, которая не могла успокоиться после оваций. У многих возникла ассоциация с Седьмой симфонией Шостаковича. Спустя 80 лет, в сочинении ХХl века возникли схожие образы и эмоции. В зале оказались слушатели из Донецка и Житомира (кстати, родины композитора), и они рассказали, что услышали в этой музыке трагизм обстановки, когда люди мечутся под обстрелами, стремятся выбраться, но не могут. Затем в пасмурном небе на некоторое время появляется просвет (хорал), и исчезает, но надежда не угасает. Мощная живописующая музыка оказалась понятной всем, и, как говорят в народе, «пробирает» до глубины души. Композитор очень высоко оценил работу оркестра и дирижера: «Партитура сложнейшая, а времени на долгие репетиции у них не было, но справились великолепно».
«Сейчас не так много композиторов пишут симфоническую музыку, к сожалению, уходит традиция писать для больших составов», — говорит Жуков. «Весомости» концерту-открытию фестиваля «Московская осень» и придавали такие масштабные произведения для оркестра, написанные известными современными авторами. Одно из них стало впечатляющим завершением концерта — Четвертая симфония Лилии Родионовой на текст 50-го псалма царя Давида для баса, оркестра, органа и фортепиано. Симфония снабжена подробной аннотацией, объясняющей особенности формы, содержания, выразительного музыкального языка: «Произведение наполнено интонациями восточного фольклора, создавая иллюзию библейского времени …а в завершающей фазе словно переносит слушателей в божественный космос». Стоит завести традицию дополнять программки концертов такими полезными «листовками», облегчающими новичкам понимание музыки. Симфония Родионовой тоже была очень хорошо принята публикой. Продолжительные аплодисменты были адресованы и автору, и оркестру, и солисту – народному артисту России Алексею Мочалову, — мастерски исполнившему древний текст на музыкальном языке ХХl века.
х х х
Ольга Новикова