Тула давно привлекает туристов, но чаще, как город оружейников. Теперь же город не только вышел на третье место по количеству музеев (о чем сообщала Министр культуры РФ Ольга Любимова), но и получил целый Музейный квартал. Реконструкция старинных особняков в историческом центре города началась в 2018 году. Появилась благоустроенная набережная, где расположены филиалы четырех федеральных учреждений культуры: Государственного исторического музея и музеев-заповедников — Василия Дмитриевича Поленова, «Ясной Поляны» и «Куликова поля». Каждый из филиалов обладает своей спецификой, созданы условия не только для устройства выставок, но и для исследовательской работы, хранения и реставрации экспонатов. Открылся музейный центр в сентябре 2020 года.
И вот сейчас филиал ГИМ в Туле заявил о себе масштабной выставкой — «Купеческий портрет XVIII – начала XX века». Многие проводят параллель с экспозицией, расположившейся в питерском Манеже – «Провинциальный портрет». Но это скорее свидетельствует о том, что интерес к купеческому и бытовому портрету растет, на первый план выходит личность и ее жизнеописание, а также «приметы времени».
Новый выставочный проект, представленный в Туле, посвящен яркому явлению художественной культуры России – купеческому портрету. Это сословие традиционно было зажиточным, а еще соблюдало определенные традиции. И, конечно же, любило подчеркивать свой статус. Несколько работ «постарше» показывают эти характерные особенности. Купцов изображают с книгой или газетой (они прежде всего «грамоту разумеют», а также следят за новостями), с медалями и государственными наградами. Женщины в лучших нарядах, сплошь увешаны дорогими украшениями, украшены шалями и «тюрбанами» из них. Каждый должен видеть – это «парадный» купеческий портрет.
В конце 19-го начале 20-го века стиль меняется. Купцы идут в ногу со временем, становятся не просто торговцами, а людьми близкими к политике, искусству. Это совсем другие люди – меценаты, общественные деятели. И портреты у них соответствующие: строгие, в современной манере, в духе эпохи модерна.
Во втором зале выставки можно найти ключевые фигуры начала 20 века: братья Бахрушины (тройной портрет), которых называли профессиональными благотворителями. Москва до сих пор гордится зданиями, возведенными на их деньги. Привлекает внимание также интересный портрет лидера октябристов А.И. Гучкова – думского депутата, который принимал отречение Николая II. Стоит вспомнить, что купцы активно участвовали во всех социальных и политических процессах.
Главные экспонаты выставки – 48 живописных полотен из собрания Исторического музея – позволяют проследить развитие купеческого портрета с конца XVIII до начала XX века. Некоторые полотна выставляются впервые.
Дополняют выставку более двухсот памятников музейного собрания. Это монеты, орденские знаки и медали, костюмы и аксессуары, ювелирные украшения. Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова поздравила филиал с открытием такой масштабной выставки и подчеркнула, что она будет интересна как взрослым, так и школьникам. Сюда могут приходить целые классы со своими преподавателями и наглядно знакомиться с купеческим бытом.
Первый зам. губернатора — председатель правительства Тульской области Вячеслав Федорищев от имени главы региона Алексея Дюмина поблагодарил Ольгу Любимову за поддержку в создании и развитии Музейного квартала, а директора Государственного исторического музея Алексея Левыкина и всех партнёров музея за столь важную работу по популяризации культуры и искусства. Он также упомянул, что вскоре Тульская область получит и новые филиалы: Политехнического музея, Музея имени Андрея Рублева и Театрального музея имени А. А. Бахрушина.
И живопись, и быт
Пространство выставки построено по хронологическому принципу: первый зал отдан купеческим портретам конца XVIII – первой половины XIX века. Полотна зачастую создавались для семейных портретных галерей и во многом сохранили черты парсуны XVII столетия, стилистически связанной с иконописью. Имеется и уникальный портрет – «посмертный». Оказывается, не только в эпоху королевы Виктории старались запечатлеть умерших, купцы-старообрядцы оставляли портреты «в успении» еще раньше.
Экспозиция позволяет сравнить удивительные по красоте кокошники, изображенные на портретах купчих из Торопца, и подлинный торопецкий головной убор. Или, например, детский костюм на портрете и подлинную детскую рубашечку домашнего шитья XIX века.
Второй зал выставки отведен купеческим портретам второй половины XIX – начала XX века, которые как мы уже говорили почти не отличаются от светских – дворянских. В зале можно увидеть работы известных художников: В. Г. Перова, В. А. Серова, К. Е. Маковского. На полотнах представлены известнейшие предприниматели и меценаты: А. И. Абрикосов, П. М. Рябушинский. Тульское музейное объединение предоставило для этого зала портрет владельца крупнейшей тульской самоварной фабрики А. С. Баташева. А рядом в витрине – настоящий парадный самовар и «кузнецовские сервизы», столь ценимые в то время.
Выставка продлится до 27 марта 2023 года, но советуем приехать в Тулу как можно раньше. Это прекрасная возможность познакомиться с древним городом, оценить проведенное к юбилею Тулы благоустройство (в 2021 году Тула отметила 875-летие со дня основания). И, конечно же, посетить чудесный филиал Государственного исторического музея, прикоснувшись к купеческой старине.
Текст Злотникова Елена
Фото: пресс-служба ГИМ