(Рецензия на выставку дипломных работ выпускников 2023 года московских ВУЗов, специализирующихся на профессиональном обучении художников и архитекторов). Москва. Зарядье, PARKING GALLERY
7 сентября открылось новое художественное выставочное пространство в центре столицы «Паркинг Галерея» (Зарядье, ул. Варварка, дом 6.) Практически все художественные заведения столицы представили произведения самых талантливых выпускников 2023 года.
Выставка, впечатляющая не только формами, новыми технологиями, но и знанием исторического и социального контекстов мировой культуры от литературы и ее художественной визуализации до всевозможных стилевых направлений разных веков. Здесь и историческая живопись (выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова), классической академической школ живописи (МГАХИ им. В.И. Сурикова), разнообразием идей (Академия им. С. Строганова), поп-арт, да-да, сюрреализм, авангард…, умело проинтерпретированных, не потерявших актуальности в XXI веке, отличающихся высочайшим качеством исполнительского мастерства, новизной идей, концептов и безусловной яркостью образов.
В этом заслуга системы обучения ВУЗов, талантливых педагогов, и, конечно, самих студентов.
Радует новизна, отсутствие заимствованный идей у западных авторов и кураторов, все выращено и создано на российской почве. В наше непростое время это радует безмерно! За этими ребятами будущее культуры и искусства России сегодняшней, они продолжатели лучших традиций советского и постсоветского искусства, им чуждо политиканство, они не спекулируют в традиции соц-арта. Они это прошли в стадии изучения искусства 70-90-х ХХ века и 2000-х.
На выставке нет знамен и лозунгов, столь характерных для периода последней трети ХХ века. Пространство экспозиции в ПАРКИНГ ГАЛЕРЕЕ — это пространство искусства! И вот это самое главное! И еще мастерство экспозиционеров: стенды выстроены так, что зритель погружается не только в само произведение того или иного автора, он погружается в пространство художественной школы, понимая как построено обучение, как рождается художественный образ, что объединяет этих девочек и ребят в идее, ее воплощении в материале. В каждой работе чувствуется школа, рука руководителя-учителя, но и индивидуальность каждого студента.
Невозможно дать оценку и написать рецензию на каждую работу, на каждого автора произведения. Картин, скульптур, инсталляций, архитектурных проектов, иногда просто космических, театральных костюмов, — всего очень много. Кто- то из критиков сделает акцент на своем, я же как приверженец классической школы искусства, отмечу некоторых авторов, которые смогли проникнуть своими идеями и произведениями в душу.
За некоторыми художниками, их движением вперед и мастерством я уже наблюдаю в выставочных проектах в Гостинном Дворе и в ЦВЗ Манеж, частных галереях, вижу их картины и скульптуры не первый раз, беру на заметку их творчество. Других художников вижу впервые, и думаю, что они попадут в мой блокнот наблюдений с возможной последующей работой с ними в моих авторских концептуальных проектах. Это вопрос времени и моих сил…
Атмосфера открытия этого проекта была вдохновляющей, чувствовалась любовь педагогов к своим выпускникам. Они все выпестованы своими альма-матер, как самые прекрасные жемчужины в раковинах. А ведь это какое счастье для Учителя — вырастить и воспитать Художника!
Нино Самадашвили. Её девиз в творчестве «Мысль жива и всегда стремится найти свою форму, чтобы занять свое место в мире». Её юность прошла в Московском художественном лицее, получив золотую медаль РАХ, она поступила в МГАХИ им. В.И. Сурикова в класс А. И. Рукавишникова.
«Работа рождается при погружении в тему и создается на интуитивном уровне, в такие моменты руки сами покажут, как и куда двигаться дальше».
Во время самоизоляции, у Нино родились новые идеи. Желание воссоздать иконографические методы в скульптуре из пластика, визуализировать внутренние ощущения и переживания. Пластик становится модным материалом для скульптора, доступным, и в какой-то мере несложным для работы со сложными формами скульптуры, с возможностью конструирования линейных и объёмных форм, как единого целого и цельного по драматизму образа.
Нино вдохновляет религиозная живопись и это естественное отношение к религии и христианским образам воспитывается с раннего детства в грузинской семье. «Страж» Нино выдержан в классической традиции врубелевской школы в пропорциях фигуры, драматизме образа.
Не буду касаться технологии изготовления подобных скульптур из полимеров, для меня как критика важна духовная составляющая образа и её мастерство работы с различными материалами от бронзы малых форм до крупных форм из полимеров. Умение не только создать художественный образ, но и выполнить качественно сложную работу. Направление её творчества абстрактно-интуитивное.
«Страж» , пластик 200х80х80 Нино Самадашвили.
Ксения Макиенко, пейзажи и персонажи комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь»,
Ширма, дерево, холст, масло, 420 × 180. Мастерская монументального искусства Руководитель: Евгений Николаевич Максимов. МГАХИ им. В.И. Сурикова.
«Её работа затрагивает темы, актуальные во все времена: жизнь людей, их судьбы, изменяющиеся по прихоти внешних обстоятельств.
Комедия «Сон в летнюю ночь» дает широкий выбор выразительных образов. Насущные вопросы отношений, неравных возможностей, последствий чьей-то злой воли показаны в комедии шутя, играючи – так, чтобы у зрителя осталось ощущение приятной дремоты, а не тяжелого ночного кошмара. Формат ширмы позволил сделать историю более камерной и не привязанной к определенной локации. Макеты в масштабе 1:10 помогли определиться с материалом и примерной композицией ширмы. Многочисленные осознаваемые автором комедии анахронизмы (например, «роскошное майское дерево», атрибут английского сельского праздника в Афинах, или День святого Валентина в календаре) позволили отойти от древнегреческих персонажей в пользу современных Шекспиру. Традиция писать портреты на темном фоне в Англии конца XVI – начала XVII века согласовалась с идеей поместить персонажей в ночное пространство, туда, где происходили основные действия». (текст из релиза выставки).
Анна Максимович (МГАХИ им. В.И. Сурикова) с серией «Кольский» поражает воображение нестандартными решениями в композиции, работой с пространством картины и колористикой, смело, ярко, энергично!
Серия «Кольский .холст, масло.
Нарратив искусства XXI века декларирует право искусства жить во всех формах и контекстах того, что оно (искусство) само выбирает в качестве мотивации к творческому акту, отстаивать позицию в хронологии истории мировой культуры. Утопии часто рождены нигилизмом по отношению к традиции. Дада, авангард, сюреализм, кубизм, разрушая, создавали новое искусство. «Искусство не должно идти к сокращению или упрощению, а должно идти к сложности. Венера Милосская — наглядный образец упадка — это не реальная женщина, а пародия» (Манифест Казимира Малевича.) При этом форма, может быть, простой, но смысловые значения простых форм непросты. «Видимое и видящий – две стороны, существующие независимо и отдельно одно от другого. Необязательно их рассматривать в одной плоскости, да и не нужно. Настоящий реализм во сне, так именно там открывается ваше подсознание. В искусстве главное – идея, а ее воплощение – это лишь формальность. Наши действия сейчас – это размышления над действиями.
Ищите того, кто станет рупором Нового Искусства, он призовет вас к размышлению. Началом нового станет воображение, как стратегия. Вы станете писать музыку без нот, стихи без слов, картины без красок, спектакли без декораций. Ваши произведения будут только в вашем воображении, как воображаемый мир до фразы: «Сначала было слово…». Вы можете вообразить, что было до Слова?! Приведенные цитаты из манифестов Малевича, Годара, Джармуша, Кандинского… Казалось бы их тексты уже ушли в историю, но настолько сильной была энергия того времени, что манифесты не могут не вдохновлять молодых художников.
Отсюда размышления об истине Анны Кириллиной, проект «Господи: Голосовые Обработанные Сообщения Праведных Основ, Дарующих Истину». Фото 4. «Непрозрачное время» Дарьи Клементьевой (выпускник MSCA — Moscow School Of Contemporary Art), в основу идеи её визуализации легли стихотворения Велимира Хлебникова.
Варвара Силантьева «Без названия» (MSCA), объекты, ткань, веревка.
Закрытые для глаз тканью, лишь за формой угадывается содержание и смысловые контекты эпохи…»Мы не можем помыслить свое будущее без образов прошлого. Его призраки всегда присутствуют и в нашем настоящем, но не в первоначальной своей форме, а в виде следа. Они постоянно преследуют нас, возвращая к мыслям о возможных вариантах будущего. Одновременное присутствие и отсутствие, дезорганизация времени – следы, приходящие из прошлого и несущие в себе определенный код. Этот феномен тесно связан с идеей деконструкции».
Егор Першин. Dada Dreams. Аналоговый фотоколлаж, смешанная техника. 63 × 50.
Институт искусств. Руководитель: Евдокия Николаевна Дергилева.
«Серия коллажей Dada Dreams – это фантастическое погружение в мир сюрреализма, дадаизма и коллажного искусства. Вдохновленная эпохой дадаизма и психоанализом, серия привносит новое измерение в сюрреалистическую эстетику, объединяя аналоговое коллажирование и смешанную технику, и смешивает различные искусственные и натуральные элементы». (из релиза выставки).
Иванна Степанова. «Перед полем Куликовым» , 185х135. Холст, масло.
Ольга Глазунова «Смутное время. Бал самозванца), холст, масло. 196х184, (руководитель Иван Ильич Глазунов),
Валерия Малышева «Служилый сын дворянский», пластик 59х76 (руководитель Иван Ильич Глазунов).
Анастасия Минина «Ранняя весна», скульптурная композиция, пластик (руководитель Ирина Валерьевна Макарова», (руководитель Станислав Геннадьевич Москвитин),
Все выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Преемственность исторической живописи, художественного образа эпохи, этим славится Академия. Кафедру исторической живописи возглавляет ректор, профессор, народный художник РФ, член президиума Российской академии художеств Иван Ильич Глазунов.
Мастерская пейзажа также продолжает реалистические традиции XIX века. Бесценный опыт студентам дают выездные практики в исторически значимых городах России: Ростове Великом, Ярославле, Санкт-Петербурге, Костроме и др. Факультетом скульптуры руководит Салават Александрович Щербаков – российский скульптор, педагог, профессор, академик PАХ, народный художник России. Основная задача факультета – обучение на классических образцах мирового художественного наследия.
Поэтические образы прекрасных детских иллюстраций моего детства, в 60-е годы ХХ века навеяли иллюстрации Елизаветы Федуловой (Московский политехнический университет – наследник легендарного московского ВХУТЕМАСа, первого дизайнерского вуза в нашей стране). Она оформила и иллюстрировала книги Виталия Бианки «Лесная газета»
«Я с детства очень люблю животных. «Смотрела много передач, читала энциклопедии. “Лесная газета” стала для меня отличной возможностью показать природу России так, как вижу ее я. Мне было интересно рисовать различных животных, птиц, заново открывать для себя фауну нашей страны. Я как будто была режиссером передачи о дикой природе. Техника акварели без использования белил добавила моим работам воздушности и объема». (Из релиза выставки).
Академия акварели С. Андрияки, РГХПУ им. С. Строганова, Институт креативных индустрий и многие другие ВУЗы дают блестящее представление о возможностях, которые получают студенты, обучаясь искусству создания идеи, образа, формы, наделенных новым визуальным взглядом, иными и новыми смысловыми контекстами.
Для меня этот проект стал открытием новых имен в мире искусства новой России. России молодой креативной, незастойной, яркой, самобытной и честной.
Текст арткритика, искусствоведа, куратора художественных проектов Галины Мажейкиной.
Фото автора.