2023 год богат на юбилейные даты, связанные с именами выдающихся деятелей музыкальной культуры нашей страны. Среди из них – великий композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953), которого знают во всем мире. Памятной дате (70 лет с дня смерти) посвящались концерты в Москве и других городах, а также оперная премьера в Мюнхене «Война и мир» в постановке Дмитрия Чернякова, которой дирижировал Владимир Юровский.
Гораздо менее известно в мире творчество Николая Яковлевича Мясковского, крупного русского симфониста ХХ века, педагога, исследователя, профессора консерватории, музыкально-общественного деятеля. Его музыка заслуживает большего внимания, и, к счастью, в последнее время справедливость восстанавливается – наблюдается повышение интереса к творчеству Мясковского и в России, и за ее пределами. «Хочется надеется, что публикация переписки привлечет внимание к этому выдающемуся композитору,» — говорит известный пианист, доктор музыки нескольких зарубежных университетов Евгений Кисин. — «Потребность в новом издании назрела давно. И сейчас, наконец, появилась реальная возможность увидеть эту книгу в том виде, в котором она того заслуживает. По сути дела, она является выдающимся литературным произведением», — пишет в рецензии Кисин.
Переписка двух больших русских композиторов, друживших с самой юности всю жизнь, продолжалась более 40 лет. Регулярное «эпистолярное общение» началось вскоре после того как Мясковский и Прокофьев сблизились на почве общеконсерваторских интересов и, в первую очередь, на почве их особого интереса к новой музыке. Молодые друзья решили отдавать друг другу на строгий суд каждое свое новое сочинение.
Первый раз их переписка вышла в 1977 году в издательстве «Советский композитор» с большим количеством купюр. Идеологическая зависимость авторов и цензура в то время были неизбежны, и всем приходилось соблюдать «правила игры».
В новом издании «утаённое» обнародовано, купюры восстановлены, и некоторые вернувшиеся фрагменты под другим углом высвечивают реалии той эпохи в нашей стране и за рубежом, а также суждения и воззрения двух художников.
Объединила все это в один фолиант объемом более 800 страниц редактор-составитель, музыковед, профессор Нелли Кравец, создав таким образом уникальный исторический документ. В него вошли письма, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, корреспонденция из зарубежных архивов, а также материалы из частного собрания внучатой племянницы Мясковского Татьяны Никитичны Федоровской (внучки его младшей сестры Евгении Яковлевны).
«Я семь лет работала над книгой», — рассказывает Нелли Яковлевна, — «и все это время надо мной довлело огромное чувство ответственности перед великими именами». Выпускница Московской консерватории и аспирантуры Института искусствознания Нелли Кравец имеет огромный опыт научной, исследовательской и лекторской работы в Тель-Авивском университете как специалист по русской и советской музыке и эксперт по творчеству Прокофьева.
В книге даны подробные комментарии, указатели, приложения, она содержит большое количество фотографий и других иллюстраций. «Переписка» будет интересна и профессионалам, и широкому кругу любителей музыки, и всем, кто интересуется российской и советской культурой ХХ века.
х х х
Фото из книги и личного архива Н. Я. Кравец
Ольга Новикова