Формы визуального искусства сегодня весьма разнообразны, поэтому в моем высказывании буду исходить из следующих маркеров, на которых хотела бы сделать акцент. Художественный образ – какой он в современной живописи, графике, digital art, видеоинсталляциях, скульптуре? Какой его формат выбирают художники, и какие смысловые контексты он несет? Эти вопросы родились не спонтанно, а в процессе изучения тенденций в искусстве второго десятилетия XXI века. И на мой взгляд, лучше всех о тенденциях в мире искусства расскажут крупные проекты на ведущих артплощадках Москвы, таковой стал ЦВЗ Манеж для проекта ARTLIFE FEST — 2023.
Не первый год я, как арткритик и куратор артпроектов, наблюдаю за творческим ростом художников-участников, приглашенным в этот проект. Отличие этого года от предыдущих в том, что сегодня я вижу не представителей галерей, которые демонстрируют творчество того или иного автора, а самих художников, с которыми зритель может пообщаться воочию, узнать их идеи, порассуждать и поспорить над образом, услышать интерпретацию автора, пожать ему руку в знак признательности за творчество и вдохновение, которое зритель получает. Это тот самый живой контакт, который не заменит никакая критика даже самая профессиональная. Здесь истоки того, почему ARTLIFE FEST 2023 стал центром притяжения для художников, незабываемым опытом для зрителей и источником вдохновения для бизнеса. Способность фестиваля объединять столь разнообразных людей, налаживать связи и оставлять неизгладимое впечатление, — все это свидетельствует о необыкновенной силе искусства, стирающего дистанцию между художником и зрителем, зажигая сердца и объединяя их.
Свое сообщение я начну о художнике Константине Сапронове.
Что я о нем узнала: родился в 1980 г. в г. Керчь в Крыму, учился в Симферопольском художественном училище им. Н.С. Самокиша, окончил факультет станковой живописи Харьковской государственной Академии дизайна и искусств, выставляется активно с 2001 г, работы в частных коллекциях разных стран мира. Стилистика картин Константина варьируется от сюрреализма до фэнтези.
Меня поразило другое в его работах: смелость работы с пространством картины, нарушение и разрушение традиционной формы в композиции, применение различных техник и материалов в одной работе, что придает картине объем и неповторимый колорит, цветное пятно, как абстрактный элемент в картине, очень гармонично соседствует с фигуративным элементом, пренебрежение к детальной прорисовке силуэтов и фигур, тонкий намек на форму, слегка расплывчатую в картинах одного из циклов, дает ощущение мистического погружения в образ, как-будто чем- то напоминающем гаитянский цикл Гогена в позах героинь, наклоне головы, постановке кадра в картине или образы возрожденческих граций Ботиччели и других художников итальянского ренессанса, влюбленных в красных кроликов.
Это не заимствование образов из истории искусства — это проработка и интерпретация, цитирование по-своему, по — сапроновски, усиливая эмоциональную составляющую картины. Кредо Константина Сапронова: «Придерживаясь правил, ты лишаешь себя творческого диапазона». Удивительная смелость сочетать, играть, использовать форму как хочется, создавать ритм в картине пятнами, цитирование и квазицитирование, чистая постмодернистская игра. А каков результат? Он очевиден, почти все картины проданы, цены вполне аукционные, публика не отходит от художника, при этом поражает его скромность. Подумаю о подробном интервью с автором после выставочной суеты.
За молодым диджитал художником Alexander Sub Sensus будущее в цифровом искусстве. Конечно он не первый был вдохновлен «Аватаром» Кэмерона. Но. другая подача материала, яркость образов, смысловое наполнение визуального контекста через символ и знак. Такого уровня работу я видела у артгруппы AES +F в 9-канальной видеоинсталляции «Пир Тримальхиона» на Премии В. Кандинского, премия которая сейчас ушла в небытие. «Александр к 15 годам освоил свою первую программу по созданию трехмерной графики Cinema 4 D, а через полтора года уже зарабатывал на этом деньги. Порфолио художника к 19 годам: графика для клипа Giv No Fxk американских рэперов Трэвиса Скотта, Migos и Young Thug, сотрудничество с такими артистами, как Kris Wu, Dua Saleh и Alina Bazar, а также диджитал — обложка для российского Esquire.» (из http://kiosk.ru/article/klub-samoucek-razgovor-rezissera-ili-najsullea-s-hudoznikom-aleksandrom-sub-sensus-o-tom— )
Алишер Кушаков. Впервые я увидела работы этого художника на проекте Art Russia Fair в 2021 на стенде галереи GrigАrt (владелица галереи Ксения Григорян). Родился в Узбекистане, мечта стать художником начала формироваться с четырех лет, благодаря влиянию отца художника -оформителя. В 2010 г. переехал в Москву поступил в Британскую высшую школу дизайна. в 2014 году стал заниматься исключительно графикой и живописью, успешно выставляется в крупнейших проектах, организованных галереей GrigArt, как в России, так и за рубежом. Воистину высказывание автора о своей живописи — это тот случай, когда ничего не надо добавлять об эмоциональном воздействии на зрителя его картин. «Настоящий контакт человека с искусством происходит не на уровне мыслей и анализа, а на уровне чувств. самое важное в любом художественном произведении — вызвать глубокий эмоциональный отклик, мощные вибрации, мурашки, слезы и чувство любви».
Пластичность ритмического рисунка в фигуративных работах Алишера, сродни ломаным линиям, придающим драматизм образу в творчестве Э.Шиле, но в отличие от Шиле Алишер владеет обобщением в образе, он не сосредоточен на модели, а сосредоточен на художественной задаче, которую ставит, как живописец, работая с цветом, и как график, для которого важна линия и ее трансформация.
Сослан Сосиев — обладатель премии Академии художеств и участник крупнейших международных выставок, художник — монументалист на проект ARTLIFE FEST демонстрирует графику, выполненную в смешанной технике. Художник родился в 1993 г., в 2011 г. с отличием окончил СПГАХЛ им. Б.Г. Иогансона в Санкт- Петербурге. В своем творчестве художник опирается на наследие русской и зарубежной школ живописи, создавая работы с глубоким социальным и философским подтекстом. «Мне нравится придумывать и выстраивать композицию, создавая миры, которые живут по своим законам и отражают мое мировоззрение. я считаю, что для создания по-настоящему хорошей работы важно, чтобы были соблюдены два условия: первое — это техника и художественная ценность, второе — это эмоциональная составляющая, смысловая нагрузка». (из релиза Art Life Moscow).
Евгений Чес, работающий на стыке массовой культуры и граффити, чьи работы можно увидеть в различных районах Москвы, человек внутренней свободы самовыражения в творчестве, Анастасия Ермакова, вдохновлена путешествиями в Тибет, представила несколько хостов, здесь на фестивале китайский автор Ло Чан Пэнг, рассуждающий в своих реалистических работах о жизни и смерти, о чувствах, экзистенционализме, о внутренних страхах и одиночестве.
Невозможно рассказать о всех авторах и участниках проекта ARTLIFE FEST 2023, да и не нужно, пусть зритель и читатель этой статьи придет в ЦВЗ Манеж и увидит своими глазами творчество молодых художников не только из России, но из стран, как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Текст статьи историка искусства, куратора артпроектов ГАЛИНЫ МАЖЕЙКИНОЙ
Фотографы Дмитрий Коробейников и Галина Мажейкина