В Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся концерт из цикла «Музыка нашего времени», в котором прозвучали вокальные произведения для солистов и ансамблей российских композиторов ХХ-ХХl веков. Каждый год в рамках проекта проводится несколько концертов, которые знакомят зрителей с современной академической вокальной музыкой разных жанров и стилей. Публика, благодаря проекту, узнает молодых, талантливых, но пока не столь известных, певцов, а также встречается со звездами российской и мировой оперы.
Автор проекта, преподаватель и концертмейстер Московской консерватории Карина Погосбекова видит свою миссию в популяризации современной академической вокальной музыки и представлении молодых имен оперной и камерной сцены.
Весь вечер в Рахманиновском зале Карина Погосбекова сама была за роялем.
Первое отделение концерта открыла музыка Сергея Баневича, который вот уже полвека исполняется в нашей стране и за рубежом. Прежде всего композитор известен музыкой к сценическим произведениям для детей – это мюзиклы, оперы, балеты. А самое популярное из них — опера «История Кая и Герды». Арию Герды включают в свой репертуар очень многие вокалистки, и она часто звучит на музыкальных конкурсах. В Рахманиновском зале ее исполнила солистка-стажер Большого театра Полина Шабунина.
В этом же отделении певица представила и сочинение Микаэла Таривердиева на стихи Марины Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала». Полярно контрастные образы – юная лиричная Герда и глубоко страдающая героиня драмы Цветаевой — были показаны с ярким артистическим мастерством.
А вот мультимедиаопера композитора Николая Попова «Curiosity» — модно и современно. «Колыбельную» из этой оперы исполнила Валерия Куприянова. Стереотипы, которые складываются в голове у большинства при словах «опера» и «Колыбельная» рушатся сразу. Опера вдохновлена Twitter-аккаунтом марсохода, выполняющего свою работу на поверхности красной планеты. Жители Земли наблюдают, как операторы общаются с машиной с помощью языка программирования. Этот язык и становится основой для музыкальной драматургии оперы, создатели которой стремятся уйти от повседневной земной реальности в марсианский мир. Все это отражено в музыке – инструментальные сигналы, шумы, и другой, непривычный, а ля «компьютерный» вокал. «Слушая современные произведения, созданные “на злобу дня”, начинаешь лучше понимать классику, которая в своё время тоже была шокирующим экспериментом», — говорит Карина Погосбекова.
Еще одно веяние нашего времени – контратенор, высокий мужской голос, звучащий по-женски. На самом деле, это тренированный, яркий от природы фальцет. На концерте в Рахманиновском зале очень успешно выступил один из таких певцов – Вадим Волков. В его исполнении прозвучали ария Князя Мышкина из оперы Владимира Кобекина «Н.Ф.Б.» (по Достоевскому) и «Муха» из вокального цикла Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» на слова Николая Олейникова.
Завершилось первое отделение концерта вокальным циклом «Китайское путешествие» Сергея Ахунова на стихи Ольги Седаковой в изысканном исполнении солистки Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Полины Шароваровой. Кроме фортепиано, в сопровождении звучала также виолончель (Василий Заплатин).
Во втором отделении было представлено творчество, в основном, молодых композиторов ХХl века — Веры Зайцевой, Екатерины Потиной, Любови Шангиной, а также опытного Александра Розеблатта, представителя зрелого поколения композиторов рубежа двух веков. Солистка Большого театра Ольга Селивёрстова пела цикл Зайцевой на стихи Ольги Русановой в сопровождении фортепиано и кларнета (Ольга Русанова, дочь поэтессы). Сочинение Екатерины Потиной «Прогулка вдвоем» на стихи Зинаиды Гиппиус представила меццо-сопрано Полина Шароварова.
Любовь Шангина выступила в роли композитора и дирижера хорового ансамбля «CANTICUM FESTUM», который исполнил ее красивую духовную музыку на стихи Константина Романова и Гена Шангина-Березовского.
Концерт завершился вокализами Александра Розенблатта, любящего с юмором поиграть словами и стилями. У него немало джазовых обработок известных классических мелодий, одну из которых, наряду с оригинальным вальсом Розенблатта «Jazzefina», исполнила солистка камерной сцены Большого театра Екатерина Ферзба – это «Грезы о «Грезах» в переложении для голоса и фортепиано. В «Грезах» при всем красочном джазовом звучании вокализа легко угадывается популярная пьеса Шумана для фортепиано «Грезы» из Альбома для юношества.
Большой успех девятого по счету концерта цикла «Музыка нашего времени» еще раз показал, насколько хороши и сама идея, и ее воплощение, и с каким воодушевлением принимает эти концерты публика.
Остается пожелать проекту «Музыка нашего времени», который в этом году отмечает пятилетие, еще много-много таких юбилеев.
х х х
Автор Ольга Новикова — музыкальный критик
Фотографии предоставлены пресс-центром консерватории.