14 сентября Государственный Исторический музей представил результаты реставрации артефактов из собрания музея «Покровский собор», которая длилась почти год. За это время в мастерских научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря при содействии благотворительного фонда «Транссоюз» ОАО «РЖД» специалисты восстановили восемь икон и две хоругви. Непосредственно в соборе были воссозданы деревянные конструкции двух иконостасов — в церквах преподобного Александра Свирского и святителя Григория Армянского. Новые конструкции получили высокую оценку хранителей икон и реставраторов.
На презентации в Покровском соборе, известном также как храм Василия Блаженного, генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин сказал: «Кропотливая работа над экспонатами продолжалась около года в мастерских научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря. Некоторые иконы были в аварийном состоянии, но специалистам удалось максимально раскрыть авторские слои из-под поздних записей, бережно укрепить их и привести иконы в экспозиционный вид. Сегодня уникальные памятники займут достойное место в собрании иконописи Покровского собора».
Событие ознаменовалось праздничным церковным песнопением в исполнении хора «Дорос». Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева провела экскурсию и рассказала о значимости отреставрированных ценностей.
Икона «Богоматерь Владимирская» выполнена в XVI веке и представляет собой великолепный памятник древнерусской иконописи. Эта икона XVI века ранее не была включена в экспозиционный музейный показ по причине плохой сохранности. Требовалось проведение целого комплекса работ, чтобы икона смогла занять достойное место в собрании иконописи Покровского собора.
Парные хоругви «Блаженные Максим, Василий, Иоанн Московский и благоверный царевич Димитрий в предстоянии Святой Троице. Митрополиты Московские Филипп, Петр, Алексий и Иона в предстоянии образу Успения Богоматери» и «Благоверные князья Борис и Глеб, равноапостольный князь Владимир. Благовещение» — уникальные памятники иконописи и церковного декоративно-прикладного искусства, совмещающие в себе элементы разных периодов бытования. С 1929 года они хранились в запасниках и нуждались в реставрации. В ходе работ все детали были демонтированы с древка и бережно восстановлены в мастерских темперной живописи, металла и дерева.
Семь икон, выполненных в XVI веке в технике темперы, составляют деисусный чин иконостаса в церкви преподобного Александра Свирского в составе Покровского собора. До реставрации поверхность икон была сильно загрязнена, наблюдались повреждения деревянных основ и красочного слоя, одна из икон «Пророк Иоанн Предтеча» была в аварийном состоянии. Специалисты смогли максимально раскрыть авторские слои из-под поздних записей и бережно укрепили их. Работы сопровождались физико-химическими исследованиями.
Фотограф Евгений Чесноков
Информация о вышеуказанном мероприятии рекламой не является.